Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Виктория Маркова

Скат на взлетной полосе

Терминал аэропорта Шэньчжэня по проекту StudioFuksas

architecture1/2014/03/21/skat-na-vzletnoj-polose/

Скульптурность форм в большой архитектуре редко бывает функционально оправдана. Но новый терминал аэропорта…

Скульптурность форм в большой архитектуре редко бывает функционально оправдана. Но новый терминал аэропорта Шэньчжэня, возведенный по проекту StudioFuksas, – счастливое исключение из наметившейся тенденции.

Прообразом для этой полуторакилометровой постройки послужил морской скат. Впрочем, как видно на фотографиях, архитектурный объем нового терминала имеет много общего не только с обитателем водных глубин, но и с самолетом. Заказчик – Shenzhen Airport (Group) Co. – так высоко оценил дизайн, что в данный момент предпринимается беспрецедентная попытка получения авторских прав на него. Видимо, китайцы знают, чего и кого опасаться.

Тендер на проект третьего терминала аэропорта Шэньчжэня, одного из самых быстро растущих городов не только Китая, но и мира, состоялся в 2008 году. В финале конкурса проект Дорианы и Массимилиано Фуксасов обошел такие архитектурные студии, как Foster + Partners и Foreign Office Architects (обе Великобритания), Gmp International (Германия), Kisho Kurokawa (Япония) и Reiser + Umemoto (США). Прошло пять лет, и в ноябре 2013 года терминал принял «на борт» своих первых пассажиров. Гигантский «скат» имеет 63 контактных гейта и 15 удаленных, а общая площадь составляет 500 тыс. кв. м. Благодаря его появлению возможности аэропорта возросли на 58 % и позволяют теперь принимать до 45 млн пассажиров в год.

В экстерьерном и интерьерном решении терминала был использован мотив пчелиных сот, которые двойной оболочкой покрывают конструкцию здания. Чередование металлических и стеклянных панелей, из которых состоят соты, создает пунктирную инсоляцию, распределяя таким образом естественное освещение и впуская его в интерьер в нужных объемах. В интерьере терминала акцент сделан на белых конических колоннах, которые поддерживают 80-метровый потолок, делая его похожим на своды готического или романского собора. Фокусная точка дизайна – главный вестибюль, состоящий из трех уровней: зоны отправления, прибытия и служб аэропорта, которые объединены по вертикали таким образом, чтобы оставалась лакуна, позволяющая свету свободно проникать с высшего уровня на низший.

Пространственная концепция, использованная Studio Fuksas для решения терминала, строится вокруг двух идей: движения и паузы, вытекающих из основных потребностей человека, находящегося в помещениях подобного назначения. В здании аэропорта важно предусмотреть простую навигацию, позаботиться о не слишком длинных пеших дистанциях, учесть возможное скопление в одном месте большого количества людей и обеспечить доступность всех необходимых сервисов, что и было сделано проектировщиками нового терминала Shenzhen Bao’an International Airport.

Примечательными деталями интерьера также стали белые «деревья», выполняющие роль вентиляционных каналов, «острова» регистрации пассажиров, гейты и зоны паспортного контроля со стальным покрытием, в котором отражается причудливый и ажурный рисунок сот.

Третий терминал, спроектированный Studio Fuksas, должен сыграть важную роль в недалеком будущем Шэньчжэня, что связано с его постоянно растущей туристической и бизнес-привлекательностью. Уже запланировано дальнейшее расширение аэропорта, которое будет проведено в два этапа, в 2025 и 2035 годах соответственно, и, как несложно догадаться, заказчик не собирается менять архитекторов – разработка проекта поручена все той же Studio Fuksas.

Теги:
общественное здание

Комментарии (0)

Оставить комментарий