Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Виктория Маркова

Гран-при Великобритании

Итоги конкурса Stirling Prize 2014

Гран-при Великобритании

architecture1/2014/11/05/gran-pri-velikobritanii/

16 октября в Лондоне на торжественной церемонии, проходившей традиционно в Королевском институте британских архитекторов…

16 октября в Лондоне на торжественной церемонии, проходившей традиционно в Королевском институте британских архитекторов (RIBA), был определен победитель Stirling Prize 2014 - высшей награды Великобритании, которая присуждается лучшему зданию года, отвечающему критериям совершенства и особого вклада в эволюционный процесс архитектурной среды. Им стал ливерпульский театр Everyman, построенный по проекту бюро Haworth Tompkins, потеснившего других не менее, а может и более именитых соперников. Так была, наконец, разрешена интрига последних трех месяцев, прошедших после объявления  номинантов. Несмотря на свершившийся факт, предлагаем вместе с нами изучить шестерку лучших построек по версии RIBA и выбрать «своего» победителя. Начнем со счастливчика:

EverymanTheatre, Ливерпуль, бюро Haworth Tompkins

 EverymanTheatre

EverymanTheatre

EverymanTheatre

Это не первый театр в портфолио британских архитекторов из Haworth Tompkins, как и не первая номинация на Stirling Prize – в 2007 году их Young Vic Theatre в Лондоне уже был отобран в шорт-лист премии. Ливерпуль и труппа Everyman ожидали завершения проекта девять долгих лет, и результат полностью оправдал их ожидания. Сложность проекта заключалась в том, что новое здание должно было появиться на месте старого,  давно любимого театралами Ливерпуля, но не соответствовавшего более требованиям нового времени. А к «заместителям», как известно, всегда предъявляются более высокие требования (наверное, потому, что сравнение с оригиналом часто оказывается не в их пользу). Haworth Tompkins удалось спроектировать и построить здание таким образом, что оно не выглядит кричащим новоделом, что для театра с историей, пусть не с вековой (Everyman Theatre был основан в 1964 году), играет безусловно важную роль. Эффект «состаренности» был достигнут благодаря использованию старого кирпича в строительстве и облицовке здания. Весь проект характеризуется, в первую очередь, с позиций применения качественных материалов, которым время пойдет только на пользу – красивая старость зданию театра гарантирована.

 

London Bridge Tower (The Shard), бюро Renzo Piano Building Workshop

London Bridge Tower

London Bridge Tower

London Bridge Tower

«Осколок», как успели окрестить небоскреб обыватели, - одна из новых достопримечательностей Лондона, расположенная на Южном берегу Темзы рядом с важнейшей транспортной развязкой – вокзалом London Bridge. Несмотря на свое громкое имя в архитектурных кругах, автор проекта – Ренцо Пиано – впервые номинировался со своим проектом на высшую британскую награду. Решая  вполне практические задачи – размещение на незначительном участке земли большого количества полезной площади (более 110 тыс. кв. м), небоскреб вступил в состязание фактически сразу за два звания: самого оригинального строения (возможно фостеровскому «Огурцу» придется поступиться?) и самого высокого здания в Лондоне. Второй статус на сегодняшний день у The Shard пока в кармане: 306 метров в высоту, 87 этажей – самое высокое здание не только в Лондоне, но и на территории Евросоюза. В небоскребе разместились клиника, офисы, рестораны, отель, частные апартаменты и смотровая площадка на уровне 72 этажа (на высоте 244 м).

 

London Aquatics Centre, бюро  Zaha Hadid Architects

London Aquatics Centre

London Aquatics Centre

London Aquatics Centre

В компании маститых архитекторов, вошедших в шорт-лист премии, бюро Захи Хадид, наверное, самое титулованное – Stirling Prize оказывался в руках Хадид уже дважды: в 2010 году за MAXXI в Риме, а в 2011 - за Evelyn Grace Academy в Лондоне. Центр водных видов спорта был спроектирован и построен к Олимпийским играм 2012 года. Архитектурный образ навеян плавной геометрией воды в движении. Под волнообразной крышей из стали скрываются сразу два бассейна, главный из которых благодаря конструктивному решению имеет естественное освещение. Во время проведения Олимпиады Водный центр взмахнул «крыльями» и приютил  большое количество зрителей, как того предполагает спортивное мероприятие подобного масштаба. Эта деталь конструкции была задумана как съемная и была впоследствии использована при возведении тренировочного центра для тинэйджеров в другом месте. Дальнейшая жизнь здания в качестве публичного бассейна была изначально включена в проект и продумана самым тщательным образом, чтобы и в будущем London Aquatics Centre активно использовался горожанами, а не превратился в очередную туристическую достопримечательность. У проекта так же как гуманитарный аспект высок и экологический – благодаря грамотному проектированию достигнут максимально возможный коэффициент энергосбережения и заложена возможность рециклирования материалов и конструкций.

 

Library of Birmingham, бюро Mecanoo

 Library of Birmingham

Library of Birmingham

Library of Birmingham

Нидерландские архитекторы из Mecanoo, как и Renzo Piano Building Workshop – новички в гонке за Stirling Prize. В шорт-лист они попали благодаря проектированию библиотеки в Бирмингеме, которая стала для города знаковой постройкой, оживившей центр, в частности - площадь Столетия, реконструкция и реорганизация которой тоже стали частью этого урбанистического проекта. Три кубических объема увенчаны золотой ротондой, в которой разместился Зал Шекспира. На других уровнях, общей площадью 35 тыс.кв.м, разместились детская, взрослая, музыкальная библиотеки, общественный оздоровительный центр , архивы, офисы, выставочные залы, кафе, многофункциональная аудитория на 300 мест, а также террасы с видом на площадь и городские крыши. Главная отличительная черта здания – металлическая конструкция, которая словно сеть оплетает весь объем, - дань уважения ювелирным мастерам Бирмингема, которым посвящена часть города, где они когда-то творили – Ювелирный квартал.

Подробнее о проекте 

 

Manchester School of Art, бюро Feilden Clegg Bradley Studios

Manchester School of Art

Manchester School of Art

Manchester School of Art

Еще один общественно значимый проект среди номинантов – Школа искусств в Манчестере авторства лауреатов премии 2008 года за жилой комплекс Accordia в Кембридже. Перед британскими архитекторами из Feilden Clegg Bradley Studios стояла задача реконструировать построенную в 1960-х башню и расширить школу за счет новой пристройки. В результате получился комплекс, достойный музея современного искусства, а не рядового вуза. Внутреннее пространство организовано по принципу атриума, так чтобы студенты разных факультетов (графики, изобразительных искусств, архитектуры, моды, фотографии, ювелирного искусства) могли видеть работы друг друга и обмениваться творческими идеями и навыками, чтобы процесс обучения шел не изолированно друг от друга, а совместно. Организация междисциплинарных связей стала главной архитектурной целью, и уже прозвучало мнение, что Manchester School of Art станет новым словом в проектировании школ искусств, что именно за такой типологией объекта будущее. Это могло бы стать веским доводом в пользу вручения Stirling Prize, но приз, как мы занем, все-таки ушел к другому проекту.

 

London School of Economics - Saw Swee Hock Student Centre, бюро O’Donnell + Tuomey Architects

London School of Economics - Saw Swee Hock Student Centre

London School of Economics - Saw Swee Hock Student Centre

London School of Economics - Saw Swee Hock Student Centre

Как говорят англичане, last but not least проект – еще одна школа, на этот раз экономики. Ее авторы – ирландская студия O’Donnell + Tuomey Architects – наверное, самые несчастливые номинанты этого года: на их счету четыре номинации на Stirling Prize (в 1999, 2005, 2011 и 2012 годах) и пока ни одной победы. Проектирование здания для средневековых улиц Лондона, с их плотной исторической застройкой превратилось для архитекторов в вызов, который они достойно приняли, превратив ограничения проекта в его достоинства. Здание построено из красного кирпича – традиционного британского строительного материала, но с оригинальной кладкой: был использован как кирпич стандартной формы и размера, так и специальный, благодаря чему был достигнут эффект частичной перфорации, а на фасаде появились стремящиеся к диагонали линии словно падающих стен. Угловатый монстр, словно не помещающийся на узких улицах и выглядывающий то одним своим углом, то другим из всех «щелей» прилегающих к нему переулков – противоречивое и очень яркое решение, которое вполне могло бы перевесить чашу судейских весов и принести O’Donnell + Tuomey Architects не только пятую номинацию, но и долгожданный Stirling Prize.

фото предоставлены пресс-службой RIBA

Теги:
общественное здание

Комментарии (0)

Оставить комментарий