Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Катя Давыдова

Вынесет ли Темза

Пешеходный мост-сад, который не хотят жители Лондона

architecture1/2015/07/07/vyineset-li-temza/

Жители Лондона не желают видеть в своем городе пешеходный мост-сад, беспокоясь о Темзе, горизонте и муниципальном…

Жители Лондона не желают видеть в своем городе пешеходный мост-сад, беспокоясь о Темзе, горизонте и муниципальном бюджете. Но неприемлемый для них проект Томаса Хезервика уже вошёл в историю урбанистической критики.

Средняя скорость движения на заре изобретения самодвижущихся экипажей составляла 27 километров в час. Прошло сто с лишним лет, инженеры научились разгонять спорткары до 400 км/ч, а средняя скорость движения в мегаполисе составляет все те же 27 километров в час. Только загазованность при этом превысила нормы приличия, машины вытеснили зелень, а люди перестали общаться и получать удовольствие от городов.

Как с этим жить? В поиске ответов лондонец Томас Хезервик придумал Garden Bridge – мост через Темзу, который к 2018 году, с определенной долей вероятности, соединит станцию метро Temple на северном берегу с культурным центром Southbank. Хезервик предлагает горожанам использовать в качестве транспорта самих себя. Да, это будет движение со скоростью 4 км/ч, зато качественное и осмысленное. Предполагается, что ходить пешком на работу будет удивительно приятно, увлекательно и полезно для здоровья. Именитый ландшафтный дизайнер Дэн Пирсон предлагает чуть ли не половину площади 365-метрового моста уделить насаждениям. Он планирует посадить 270 деревьев, две тысячи кустов и вьющихся растений, около 22 тысяч вечнозеленых и 64 тысячи луковичных. Ближе к некогда болотистому Саут-Бэнку парк будет выглядеть неприхотливо, а по мере продвижения на север в нем появится экзотическая флора: лавры, фиги, розы, глициния и плющ поведают пешеходам и бегунам ботаническую историю прилегающих районов Лондона, будь то Southbank, South Glade, Scarp, North Glade или North Bank.

Garden Bridge, Томас Хезервик

«Кристофер Рен переворачивается в гробу», – говорят местные активисты в надежде, что мост-парк никогда не будет построен. Как минимум он заслонит виды: с моста Ватерлоо и Саут-Бэнка не будет просматриваться собор Святого Павла. Вопрос, конечно, философский: в Лондоне масса парков, в которых вымахали деревья, заслоняющие виды, и все зависит от того, чем больше любит любоваться заинтересованное лицо – постройками или деревьями. Но с проектом «зеленого моста» связаны проблемы поважнее. Архитектор Пирс Гоф, автор моста в Ист-Энде, беспокоится о Темзе. Он считает мост Хезервика культурологической ошибкой, ведь Темза – суровая река, не то что каналы Венеции или парижская Сена. Приручать холодную приливную реку при помощи сада – значит, губить ее характер, и это, убежден архитектор, «сюрреализм в плохом смысле».

Тот факт, что на мосту не предусмотрены велосипедные дорожки, в глазах некоторых лишает его какого-либо смысла. Кстати, собирать его планируют в Италии, а это уже удар по национальному самолюбию. Иных беспокоит, что мост будет открыт всего 18 часов в сутки и закрыт по ночам. Мало того, группам свыше 8 человек придется получать разрешение на посещение – во избежание возможных гражданских протестов на локации. Учитывая, что на южном берегу парк сужается чуть ли не до пяти метров при пешеходном потоке около 8 тысяч человек в час, с точки зрения безопасности и контроля толпы проект рискованный. В случае беспорядков людям придется прыгать в реку, чтобы не быть раздавленными, говорят критики.

«Что бы вы ни делали в крупном городе, это риск, но иногда риск оправдан», – говорит архитектурная царица Заха Хадид, оправдывая замысел коллеги. Ее замечание отсылает нас к лондонской традиции гражданской критики архитектуры: от «вульгарного» собора Святого Павла, видом на который теперь так дорожат потомки былых порицателей, до «монструозного» колеса обозрения, доходы от которого неплохо подкармливают столицу.

Garden Bridge, Томас Хезервик

Артист-сатирик Грейсон Перри уверен, что с проектом все в порядке, только построить его нужно было не над Темзой, а над Галлом в Йоркшире. Это самый безобидный комментарий, остальные эквивалентны публичному распятию дизайнера. Коллеги Томаса Хезервика беспрестанно напоминают, что транспортное бюро Лондона не нуждалось в мосте-саде, оно объявляло тендер на обычный пешеходный мост. Участвовали в нем уважаемые бюро Marks Barfield Architects, авторы бесчисленного количества мостов, и Wilkinson Eyre, проектировщики 25 мостов. Heatherwick Studio же создали до этого всего один мост, но почему-то победили. Мало того, во времена общенационального «затягивания поясов» в государственном секторе нелепо сооружать мост, финальная смета которого перевалила за 175 миллионов фунтов стерлингов, причем 60 из них будут выделены из госфондов. Кумовство, заключают недоброжелатели.

Смущает критиков и репутация одного из главных спонсоров: поставщик сырьевых и редкоземельных материалов Glencore – компания, подозреваемая в нарушении трудовых прав и экологических норм. Компания, виновная в глобальном потеплении, не может быть причастна к экопроекту, Лондону вполне хватит галереи Tate, проспонсированной концерном British Petroleum, и капиталов нефтяников Shell в Национальном театре. История подсказывает, что патроны искусств всегда определяли вкусы при помощи финансовых вливаний, поддерживая Вагнера или Бетховена, сооружение замков или парков, но широкой общественности такие объяснения не подходят.

Garden Bridge, Томас Хезервик

«Простите, ребята, это я во всем виноват», – иронизирует сооснователь культового архитектурного бюро FAT Сэм Джейкоб. В 1996 году ныне расформированное бюро участвовало в конкурсе на пешеходный мост через Темзу, и предложение архитекторов-хулиганов выглядело как раз как участок зеленых насаждений – сюрреалистический экзерсис по внедрению кусочка деревни в мегаполис. Джейкоб не полемизирует по поводу авторства проекта, но напоминает, что оригинальный «бумажный» проект был остроумной критикой идей урбанизма, тогда как нынешний Garden Bridge – это удручающее признание того факта, что Лондон больше не реальный город, а тематический парк для туристов и богачей. Джейкобу грустно, что реальная жизнь имитирует искусство, утрачивая критическую составляющую.

Неизвестно, удастся ли Хезервику выдержать шквал обвинений, но у него есть железные аргументы. Когда его называют «мультидисциплинарным специалистом», он не согласен: дизайн, архитектура и урбанистика, по его мнению, являются единой дисциплиной, связанной с решением функциональных проблем. Род занятий Хезервика вызрел из детского хобби – программирования на языке BASIC, базовая схема которого проста и логична: если – то – иначе – все. Если жите- ли Лондона решат, что Темза не вынесет нового моста, то он планирует построить парк-остров в Нью-Йорке. Иначе – все?

Теги:
урбанистика

Комментарии (0)

Оставить комментарий