Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Сергей Ксаверов

Архитектура как экосистема

Рейчел Армстронг, которую журнал Icon включил в топ-50 тех, кто будет определять образ нашего будущего, прочла лекцию в Киеве

architecture1/2015/08/03/rachel-armstrong/

31 июля в рамках программы Architecture Ukraine в арт-фонде «Изоляция» Рейчел Армстронг, профессор экспериментальной архитектуры…

31 июля в рамках программы Architecture Ukraine в арт-фонде «Изоляция» Рейчел Армстронг, профессор экспериментальной архитектуры в Университете Ньюкасла (Великобритания), прочла лекцию «Архитектура для эры окружающей среды». Ее исследования могут быть интересны тем, кто мыслит на перспективу: вот уже несколько лет всевозможные профильные издания относят Рейчел Армстронг к людям, которые могут и будут формировать будущее. В частности, в 2012 году Director Magazine признал ее одной из десяти человек, способных экологически возродить Британию, а в 2013 году она вошла в топ-50 тех, кто будет определять образ нашего будущего, по версии журнала Icon. Журнал Chick Chip называет ее одной из девяти наиболее вдохновляющих женщин в мире. А по мнению ресурса Future-ish, ее следует считать «гражданином следующего столетия».

Все это обещало не только интересную лекцию, но и серьезную проверку слушателя на прочность. Как и все голоса из будущего, Рейчел ставит неудобные вопросы и не обещает легких ответов. 

Эра окружающей среды

Под архитектурой в названии лекции следует понимать не искусство возведения зданий, а организацию пространства, прежде всего, жилого. Как известно, привычная для всех нас идея жилого пространства подразумевает организацию материи в удобном для человека формате и рассчитана на поддержание его в том виде, в котором человеку комфортно им пользоваться. Однако Армстронг обращает наше внимание на сопротивление материи. Она разрушается под воздействием химических процессов, биологической активности той жизни, которую человек не видит или не хочет видеть у себя под носом. Материя видоизменяется под воздействием времени. Например, известно, что первые 30 лет «жизни» здания поддержание его в надлежащем виде ежегодно составляет от одного до двух процентов стоимости его строительства. Человек меняет пространство и материю, создавая строения и предметы, которыми пользуется, но в действительности он их не контролирует: все они начинают разрушаться буквально с момента создания. Человек сражается за то, чтобы сохранить их такими, какими создал, тратя на это силы, средства и время. Рейчел Армстронг всего лишь указывает на этот факт и призывает не грести против течения, а использовать его. Ее понимание жилого пространства совершенно иное. Чтобы описать его, она ввела новый термин «экоцен», то есть «эра окружающей среды», которую она противопоставляет антропоцену, то есть эре господства человека.

Иллюстрация Джессики Фортнер

Иллюстрация Джессики Фортнер к статье «Антропоцен: эра человечества» для ресурса Nature

Мир как многомерное пространство 

Армстронг предлагает принципиально новый взгляд на окружающий нас мир. Согласно ее концепции, любое место на Земле  — это не ограниченное пространство, зажатое в неумолимую декартову систему с ее извечными X, Y и Z и координатой времени в придачу. Это совокупность всех процессов, которые в нем происходят. И человек, принявший этот постулат, не поставит бетонную коробку, в которой затем отгородится от остального мира, а, например, вырастит себе дом, который будет сам чинить свои мелкие структурные повреждения вроде трещин в стенах. Он будет готовить на «активной» кухне, в которой нет устройств как таковых, зато ее материал может активно помогать в приготовлении пищи. Или жить в городе, который, исходя из принципов своего существования, будет эффективно защищен от природных катаклизмов. А все потому, что активные материалы, созданные посредством биотехнологий и smart-химии, способны самоорганизовываться и восстанавливаться. Это полезное для человека свойство и есть необходимое условие их функционирования. 

Инсталляция Hylozoic Ground, Рейчел Армстронг

Инсталляция Hylozoic Ground для Канадского павильйона венецианской биеннале, проект междисциплинарной команды под руководством Филипа Бисли, в которую входила Рейчел Армстронг  ©Philip Beesley Architect

Индивидуальный проект

Разумеется, эти идеи не могут быть воплощены конвеерно. Каждое место уникально и в прямом смысле живет своей жизнью. Подход Рейчел именно таков. Структуры, созданные человеком, город это или дом, могут быть описаны как живые организмы со своим жизненным циклом и скоростью метаболизма. В 1977 году знаменитый бельгийский ученый Илья Пригожин получил Нобелевскую премию по химии за описание так называемых «диссипативных структур» — устойчивых систем в неравновесной среде. Одна из таких систем — биологическая жизнь. Получая энергию извне, система рассеивает и использует ее, организуя сама себя. Как диссипативную структуру Рейчел и предлагает рассматривать пространство, которое человек намерен организовать или уже организовал для своей жизни — то есть то, что принято называть архитектурой и дизайном.

Разумеется, эти задачи нельзя решить в рамках существующих научных и креативных дисциплин. Сегодня практика ищет себя там, где раньше ее, казалось, не существовало, — на стыке различных областей знаний. И это еще один принцип экспериментальной архитектуры Рейчел Армстронг: междисциплинарность. Ее изыскания затрагивают биологию, химию, вгрызаются в нанотехнологии и формулируются по принципам современной этики и культурной антропологии.

Инсталляция Hylozoic Ground, Рейчел Армстронг

Hylozoic Ground реагирует на присутствие людей: она «дышит». Инсталляция состоит из акриловых трубочек
и микропроцессоров и имитирует коралловый риф. ©Philip Beesley Architect

Венеция как живой организм

Место, где Рейчел намерена в первую очередь реализовать свои идеи, — это место, куда стремятся поэты и живописцы, место, которое уже сотни лет является барометром борьбы между человеком и завоеванным им у природы пространством. Речь о Венеции — городе, тонущем в мягких почвах дельты реки По. Именно Венеция помогла Рейчел понять, что город, как мы его понимаем, — только видимая часть того, что там происходит, а проблемы этого города позволили сформулировать принципы, которые она отстаивает.

Венеция, которой Рейчел, по ее же признанию, совершенно одержима, служит примером того, как на самом деле могут взаимодействовать человек и природа. Как известно, сейчас для защиты Венеции от наводнений реализуется проект MOSE, предусматривающий строительство плавучих шлюзов. Проекты Рейчел Армстронг создавались и создаются как альтернатива данной идее, в них демонстрируется практическое применение принципов «архитектуры экоцена». Сперва Рейчел хотела создать «умный бетон», который мог бы превратить деревянные сваи древнего города в своего рода организм, который сам стал бы бороться за свое выживание. Был создан прототип материала, который, прикрепляясь к сваям под водой, может вести себя так, чтобы вокруг оснований города нарастал подводный риф из искусственного известняка, не давая зданиям погружаться в воду. Но дальнейшее исследование показало, что необходимый строительный материал уже производится в Венецианской лагуне самой природой. Останки и раковины морских животных и бактерий минерализуются, создавая мел и известняк, которые могут быть использованы для создания такого рифа. И сейчас свой проект Рейчел рассматривает не как дело человеческих рук, а как сотрудничество человека с окружающей средой.

Проект Рейчел Армстронг "Future Venice"

Проект Future Venice Рейчел Армстронг, в котором она предлагает создать искусственный риф из пробионтов   наполовину живых клеток без ДНК

Остров из пластика

Второй проект, над которым работает Рейчел Армстронг, выглядит более жизнеспособным. Это оригинальное решение проблемы загрязнения Венецианской лагуны пластиком. В данный момент она кажется неразрешимой: огромное количество мелких частиц пластика не только находятся в воде, они вовлекаются в биологические циклы и попадают в пищевые цепи всех существ в данном регионе, включая людей. Рейчел предлагает ни много ни мало связать весь пластик химическим путем в одно целое, подарив городу еще один остров к имеющимся 118. Проект пока пребывает на стадии эксперимента. Сейчас лаборатория Рейчел выглядит как современная арт-инсталляция из искусственно созданного осьминога, протянувшего свои пластиковые щупальца в аквариумы с питательной средой, где плавают самые несочетаемые и сюрреалистичные наборы того, что некогда было выброшено человеком в Венеции. В одном из этих экспериментальных «аквариумов» мусор уже собрался в единую структуру.

Визуализация проекта "Future Venice"

Визуализация рифа под Венецией. ©Кристиан Керриган

Что обещает такой подход? Прежде всего, жизненное пространство как открытую самоорганизующуюся систему. Как это будет выглядеть — никто не знает, понятно лишь, что эти принципы могут полностью изменить сам облик города, жилья и в целом пространства, которое человек считает своим. Строительство теперь может рассматриваться как совместный проект человека и природы, в котором слово «дизайн» возвращается к своему первоначальному значению, выводя его за рамки ответственности или даже желания человека. Да и уместно ли тут слово «строительство»? Этот процесс требует нового слова.

Проект Persephone, Рейчел Армстронг

Пример органической материи для проекта космического ковчега «Персефона» под руководством Рейчел Армстронг

 То, как мы организовываем жизнь, — это то, как мы понимаем окружающий мир. Рейчел Армстронг уверена, что мы его не понимаем. И то, что она делает, — это поиск утерянного языка общения, канала связи между человеком и окружающим миром. Возможно, это звучит невероятно, но эти, на первый взгляд, абстрактные поиски в будущем станут практической основой для создания принципиально новой архитектуры.

 Фото Рейчел Армстронг на лекции в "Изоляции" ©Валерий Милосердов / "Изоляция"

Теги:
урбанистикабиотехнологии

Комментарии (0)

Оставить комментарий