Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Валерия Конева

Заколдованный круг

Дело олимпийского стадиона в Японии

architecture1/2016/02/08/zakoldovannyij-krug/

Проект стадиона Захи Хадид Сегодня представить свое видение олимпийского стадиона в Токио стало делом чести.…

Проект стадиона Захи Хадид

Сегодня представить свое видение олимпийского стадиона в Токио стало делом чести. Заха Хадид выиграла тендер на дизайн стадиона к Олимпийским играм 2020 в ноябре 2012, а уже в июле 2015 ее отстранили от дел. Против концепции Хадид восстали, прежде всего, японские архитекторы, в числе которых были Кенго Кума, Тойо Ито и Рикен Ямамото. Главными аргументами стали непомерные размер и масштаб, а главное – слишком высокая стоимость. Хадид парировала: повышение стоимости проекта связано с общим ростом цен на строительном рынке Японии на 25%. Ее не послушали, и она до последнего боролась за свой дизайн, аргументируя каждую деталь. В результате новым разработчиком стадиона стал Кенго Кума. Услышав такое решение, Заха сделала вывод: «Они просто не хотят, чтобы национальный стадион строил иностранец». Заподозрила японское правительство в заговоре с местными архитекторами, а Куму, когда тот представил свой проект, – в плагиате. Кроме этого, она уверена, что развернуть лошадей на полпути чревато тем, что строительство не закончится в срок, и чтобы успеть к играм, заявленную стоимость проекта все равно придется увеличить. Права она или нет, и какой денежный эквивалент имеет ее правота, неизвестно, однако заявленные стоимости проектов Хадид и Кума разнятся ощутимо: 2 и 1,2 миллиарда долларов соответственно. Несмотря на цифры, есть мнение, что такое решение негативно отразится на качестве проекта и репутации Японии в принципе. В частности, такой точки зрения придерживается Ричард Роджерс, бывший в составе первоначального жюри, отдавшего предпочтение проекту Хадид.

Проект стадиона Кенго Кума

В свою очередь, Кенго Кума парировал обвинения в плагиате. Он считает, что некоторые базовые сходства обоих проектов неизбежны, так как и тот, и другой – стадионы, которые должны вместить около 80 тысяч человек. Интересно, что стадион по проекту Кума не только дешевле обойдется, но и будет ниже на 20 метров (49,2 метра) того, который предложила Хадид. Заха хотела построить футуристический шедевр, возвышающийся над линией застройки близлежащих окрестностей, который бы, по ее словам, служил «связующим звеном города», однако удивительным образом не учла современных взглядов на архитектуру в Японии. Кэнго Кума тонко подметил, что то, что Хадид иностранка не играет никакой роли, однако иностранцам действительно тяжело работать в Японии из-за языкового барьера. Анализируя произошедшее, напрашивается вывод, что «трудности перевода», о которых говорил японец, выходят далеко за пределы лингвистики.

Стадион Кума во втором соревновании обошел проект Тойо Ито: первый, кстати говоря, оказался дешевле второго. Кенго говорит, что поставил для себя задачу сделать сооружение как можно более низким по высоте и дешевым в реализации. В конструкции крыши он использовал дерево, чтобы «зрители чувствовали себя окруженными натуральными материалами во время матча». Также на этажах стадиона будут высажены деревья, чтобы защитить зрителей от палящего солнца и поддержать концепцию «стадиона деревьев и зелени». Очевидно, что подход японца кардинально отличается от подхода экспрессивной британки. Однако ситуация ярко иллюстрирует, что учиться на чужих ошибках все же лучше и проще, чем на своих.

Сама идея того, что концепцию олимпийского стадиона можно оспорить, сыграла известную роль и привела к тому, что Токудзин Йосиока представил свое видение стадиона вне тендера на суд общественности. Участвовать во втором по счету конкурсе смогли только дизайнеры, заручившиеся поддержкой застройщика, который должен был подтвердить бюджет. Йосиока такового не нашел, по той же причине не участвовала и Заха.

Токудзин предложил разместить над стадионами кольцо с бассейном, а вокруг – беговую дорожку. Зимой бассейн мог бы превращаться в каток, а во время олимпийских игр на воде горело бы пламя. Сам дизайнер называет проект «архитектурным объектом, трансформированным в платформу для олимпийского пламени». Йосиока признается, что это идея, которую бы он однажды хотел реализовать. И необязательно в Японии.

Проект стадиона Токудзин Йосиока

Теги:
общественное здание [{"MIGX_id":"1","description":"","image":"content\/categories\/architecture\/japan-stadium\/tokujin-yoshioka-1.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"","image":"content\/categories\/architecture\/japan-stadium\/tokujin-yoshioka-2.jpg"}]

Комментарии (0)

Оставить комментарий