Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Валерия Конева

Обозревая горизонт пустыни

В субботу состоится торжественное открытие Венецианской биеннале. Тогда же Паулу Мендес да Роша будет награжден «Золотым львом»

architecture1/2016/05/26/obozrevaya-gorizont-pustyini/

Чему посвящена нынешняя Венецианская биеннале и почему «Золотой лев» достался бразильцу Паулу Мендесу да Роша,…

Чему посвящена нынешняя Венецианская биеннале и почему «Золотой лев» достался бразильцу Паулу Мендесу да Роша, мы узнали от тех, кто находится на передовой «священной войны с безразличием» — метафора, по словам одного из западных интернет-изданий, принадлежащая президенту биеннале Паоло Баратте.

Куратором XV Венецианской биеннале стал чилийский архитектор, лауреат Притцкеровской премии этого года Алехандро Аравена. Своей главной задачей он считает решение социальных проблем, архитектура — всего лишь инструмент в его руках. В странах Латинской Америки он строит социальное жилье, считая, что это как раз то поле деятельности, где масштаб имеет значение. В этом году он задал мирной биеннале тему, которая символизирует скорее борьбу, — «Докладывая с фронта». Это борьба в частности за то, чтобы обеспечить достойное место под солнцем тем, кто меньше всего на это может рассчитывать. Это история об архитектуре, которая вносит настоящие изменения в жизни людей.

По словам Аравены, на передовой будут те, кто уже решал и решает проблемы неравенства, загрязнения, преступности, миграции, природных катастроф; те, кто при этом смог найти баланс между здравым смыслом и изобретательностью, примирить прагматизм с экзистенциальными вопросами; те, кому, как и самому Аравене, не раз приходилось решать задачи в условиях острой нехватки средств и времени, бюрократии и тотальной политизированности, вступая в борьбу с никому не нужной архитектурой — формальной, глухой, ставящей перед собой неверные вопросы и отвечающей на них бессмысленными зданиями. По мнению Алехандро, это и есть фронт.

Как сказал Паоло Баратта в своем манифесте, эта биеннале не оплакивает оторванность архитектуры от общества, как это бывало в прошлые разы, она ищет тренды, которые указывают в противоположном направлении, она в поиске вдохновляющих примеров. Биеннале продемонстрирует, что позитивные результаты есть и что они достигнуты благодаря изменившейся цепочке решений, которая последовательно связывает потребность, осознание, возможность, выбор и исполнение. Если взобраться немного выше и взглянуть на расширившийся горизонт, как это делала немецкий археолог, математик и исследователь Мария Райхе, то взору откроются не только камни безутешной пустыни, сравнимые с разрухой, оставляемой после себя людьми, но и перспектива, и надежда, и человеческая изобретательность, и тайна, открывающаяся через огромные рисунки — линии Наски, оставленные индейцами на равнинах одноименной пустыни в Перу. Мария Райхе посреди пустыни запечатлена на снимке, некогда сделанном писателем Брюсом Чатвином.

Паул Мендес

Решение о присуждении «Золотого льва»принял совет директоров Венецианской биеннале под руководством Паоло Баратты и по рекомендации Алехандро Аравены. Аравена всегда был близок к своей стране и Латинской Америке в принципе, на работах архитекторов которой он учился в свое время. Видимо, это сыграло свою роль в выборе кандидатуры. За жизненные достижения и вклад в архитектуру награда досталась бразильскому архитектору, Притцкеровскому лауреату 2006 года Паулу Мендесу да Роша. Совет назвал его архитектуру неподвластной времени, успешно прошедшей испытание десятилетиями.  

Паулу — модернист, а также один из первых архитекторов, работавших в стиле брутализм в Бразилии. В основном он использовал стекло и бетон, создавая при этом конструкции, которые, отличаются легкостью и динамикой. Паулу всегда был явным противником неоправданных трат, необоснованных архитектурными или конструкционными решениями. Архитектор уверен, что Бразилия не может себе такого позволить, да и не должна. В этом они близки с Аравеной.

Свое бюро он открыл, будучи совсем юным, — в 27 лет в Сан-Паулу, а уже через два года закончил работу над спортивным клубом Paulistano. Всю жизнь он работал над частными и общественными зданиями у себя на родине, всегда помня о целесообразности архитектуры и ища оптимальные решения, как, например, сборные конструкции. В 1970 году он построил павильон для международной выставки в Осаке, годом позже стал финалистом конкурса на строительство центра Помпиду в Париже, и только в 2000 году уже широко известный за пределами Бразилии Мендес да Роша получил международную премию Миса ван дер Роэ за музейно-выставочный комплекс Pinacoteca do Estado.

Сегодня на счету архитектора много наград, построенных зданий и университетов, куда он был приглашен преподавать. В свои 87 он продолжает активно работать, сотрудничая с разными командами архитекторов, которыми в основном руководят его же ученики.

Теги:
архитектура [{"MIGX_id":"1","description":"Casa Masetti","image":"content\/categories\/architecture\/obozrevaya-gorizont-pustyini\/casa-masetti.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"Casa King","image":"content\/categories\/architecture\/obozrevaya-gorizont-pustyini\/casa-king.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"Casa Paulo Mendes da Rocha","image":"content\/categories\/architecture\/obozrevaya-gorizont-pustyini\/casa-paulo-mendes-da-rocha.jpg"}]

Комментарии (0)

Оставить комментарий