Войти Регистрация

Архитектура
Автор: Валерия Конева

Здание года: на втором плане

Жюри Всемирного фестиваля архитектуры под началом Дэвида Чипперфильда объявило победителя. Звание «здание года» досталось поляку Роберту Конечному (Robert Konieczny) и его бюро KWK Promes за Центр диалога «Переломы» в Щецине.

architecture1/2016/12/06/zdanie-goda-na-vtorom-plane/

Удивительно то, что здание центра, которое является частью Национального музея Щецина, построено на площади Солидарности…

Удивительно то, что здание центра, которое является частью Национального музея Щецина, построено на площади Солидарности – прямо напротив филармонии, за проект которой испанцы Фабрицио Бароцци и Альберто Вейга (Barozzi/Veiga) получили премию Миса ван дер Роэ 2015 года. Если испанские архитекторы проектировали филармонию, исходя из динамичного характера города, утыканного, как иголками, готическими постройками и корабельными мачтами, то здание музея продумывалось с оглядкой на филармонию. По словам архитекторов KWK Promes, они сразу поняли, что филармония станет новой иконой города и решили уйти на второй план.

До войны город принадлежал Германии, а во время войны был сильно разрушен бомбардировками. После Потсдамской конференции в 1945 году Щецин перешел во владение Польши. Если в довоенное время район нынешней площади Солидарности был жилым кварталом, то по окончании он оказался разрушенным. И только в последние годы на месте старого концертного зала появилось новое здание филармонии, а на месте площади – музей, объединивший, по задумке архитекторов, черты жилого довоенного квартала и послевоенной площади.

Контур бывшего квартала очерчен двумя противоположными углами музея, приподнятыми над уровнем площади. Тот угол, который смотрит на филармонию и церковь, служит входом, противоположный защищает площадь от шума улицы. Непосредственно выставочное пространство находится под землей. Открыт музей или закрыт – узнать просто. В часы работы бетонные панели, формирующие монолитную стену в нерабочее время, разворачиваются на 90 градусов, обеспечивая просторный вход. Для всей конструкции использовали единственный материал – бетон, как говорят архитекторы, с целью «получить монолитный характер дизайна в целом».

Архитекторы объясняют, что перед ними не стояла задача обустроить площадь полностью, однако они решили взять на себя смелость и «подарить городу «добавленную стоимость» – пространство, которое даст совершенно новые возможности». В результате KWK Promes создали своего рода амфитеатр, сохранив, в частности, возможность пересечь площадь по диагонали – так, как это было привычно для горожан до реконструкции. Сегодня здесь катаются на санках зимой и на скейте летом, устраивают гулянья, концерты, официальные торжества и митинги. Что важно – деревья, росшие со стороны филармонии, все сохранены.

В конкурсе за звание «здание года» поляки обошли Zaha Hadid Architects (Investcorp building для Оксфордского университета), MVRDV (торговый центр Crystal Houses), Lynch Architects (офисный центр The Zig Zag Building), Schmidt Hammer Lassen Architects (здание смешанного назначения Malmö Live) и др. О победившем проекте жюри отозвалось как об обогащающем город и его жизнь, а также как о топографическом элементе и музее одновременно. «Спускаясь под землю, вы исследуете память и археологию города, в то время как над землей находится лицо здания, а также его волнообразная крыша, которая может быть интерпретирована и использована разными способами».

Здание музея – яркий пример работы современных архитекторов, которые бережно и вдумчиво обращаются с окружающей средой, историей, потребностями горожан и тем более с работой своих коллег. В свою очередь, жюри оценило их «экологичный» подход, присудив Центру наивысшую награду.

Теги:
музейпроектконкурс

Комментарии (0)

Оставить комментарий