Войти Регистрация

Автор: IWAN BELIA

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ

blog/blog-design/2013/10/14/issledovanie/

В дизайн-мышлении, которое позиционируют как ориентированное на человека, вся соль не в дизайнере (он же исследователь),…

В дизайн-мышлении, которое позиционируют как ориентированное на человека, вся соль не в дизайнере (он же исследователь), а в пользователе. Здесь важно выявить позицию, которую последний, возможно, сам еще не осознает. Тщательный анализ среды и наблюдение за поведением пользователя помогают найти скрытые, не осознанные им самим, неявные потребности.

Исследования могут проводиться по-разному. Это определяется целью и сторонами, то есть кто и для кого проводит исследование. Для некоторых профессий такая форма является основой деятельности, например, для ученых, философов, художников. Они могут долго искать и находить нужный ответ, искать и предполагать по ходу нечто другое, искать и находить совсем не то, что ожидали… В методике дизайн-мышления исследователь ищет решение в сознании пользователя, возможно, рядом сидящего.

 

 

У каждого пользователя (целевой аудитории) есть собственные стратегии поведения, направленные на взаимодействие с продуктом. Это набор качественных и количественных когнитивно-эмоциональных привычек, реакций, которые определяют характер выбора и оценки. Возьмем, к примеру, категорию «дети, подростки, взрослые, пенсионеры». У каждого типа целевой аудитории есть свой стереотип восприятия «идеального» процесса взаимодействия с продуктом. Знания этого механизма облегчает процесс создания нужного продукта и снижает риск неточности.

Зачем при разработке инновационных продуктов становиться на время пользователем? Для того чтобы избежать ошибок, которые довольно часто связаны с личностью разработчика, его субъективным восприятием действительности. Инженер, проектирующий детскую игрушку, должен понимать особенности ребенка, для которого он это делает, его возраст, пол, возможности психо-эмоционального и физического развития, а еще – какая функция стоит за этой игрушкой – информационная, развивающая, эмоциональная и т.д. Разработчики дизайн-мышления считают, что инновационные продукты должны создаваться под конкретного клиента, как хороший пиджак, который шьют на заказ.

 

 

Легко ли превратиться на время из дизайнера-разработчика в пользователя? Оказывается, очень трудно. Не каждый может абстрагироваться на некоторое время от своего привычного концепта «мирового порядка» и погрузиться в параллельный, иногда совершенно непредсказуемый мир пользователя. Помогает при этом практика эмпатии, чувствования другого человека, позволяющая посмотреть на мир «его глазами».

Исследователю принципиально важно узнать как можно больше об особенностях взаимодействия представителя целевой аудитории с продуктом: как он выбирает? на что обращает внимание? какие у него ценности? что ему мешает? как будет для него удобнее? о чем он мечтает? и какой он на самом деле хотел бы получить продукт?

Все эти знания – определенная антропология клиента в бизнес-контексте, знание которой позволит его лучше понять, а следовательно – предложить то, что ему действительно нужно.

 

 

Давайте рассмотрим необходимый минимальный набор инструментов дизайн-мышления для исследователя:

 

Наблюдение.

Многие скажут, что они это постоянно делают (и обманут себя). Активное наблюдение подразумевает фиксацию малейших различий или сходств. Это аналитическая работа. Наблюдаемый объект, стереотип мышления или стратегия поведения позже должны пройти сравнительный анализ с остальными объектами на рынке (в этой же категории) или с концептуальным образом будущего продукта. Наблюдать можно визуально, аудиально, тактильно. Видео-, фото- и аудиоаппаратура – очень хорошие помощники в фиксировании и воспроизводстве объекта наблюдения. Собирать и архивировать такой материал весьма полезно, чтобы позже была возможность сравнивать, производить срезы во времени и т.д.

 

Систематизация собранных данных.

Если вы качественно наблюдаете, то обязательно будете награждены многими инсайтами. Это может быть какая-нибудь новая аналитическая или синтетическая мысль, которая вдруг пронзает вас и дает вам некое понимание того, как решить задачу или куда двигаться дальше.

Систематизация подразумевает упорядочивание наблюдаемых феноменов и инсайтов. По каким критериям это делать – ваш собственный выбор (или контекст брифа), часто критерии напрямую зависят от проекта или объекта наблюдения. Модель можно подобрать любую, популярностью пользуются двухмерные матрицы и др.

 

Оценка или выбор.

Окунувшись в океан фактов, различий и сходств, нужно будет выбрать:

а) самые интересные;
б) наиболее подходящие для развития проекта. 

Авторитарный способ выбора более субъективный и отличается от демократического. В проектных командах имеет смысл оставить выбор за коллективом, так как это будет мотивировать к дальнейшей работе и сомкнет активность на личной ответственности. Второй вариант – это, скорее, своеобразный «чек-лист», по которому сравниваются заранее обозначенные требования и технические конфигурации ожидаемого выбора. Право выбора при этом остается за лицом, принимающим решение.

Подводя итог, хочу отметить, что мы все являемся исследователями от природы. И те, кто не растерял это ценное качество во времени и обстоятельствах, могут по-настоящему изменить мир! Не переставайте исследовать, систематизировать и выбирать – так вы научитесь создавать нужные людям вещи, что, согласитесь, немало во времена перепроизводства и бездумного использования земных ресурсов!

Теги:
дизайн-мышление

Комментарии (0)

Оставить комментарий