Войти Регистрация

Книги
Автор: Екатерина Давыдова

Нос поэта

blogs/blog-books/2014/04/17/nos-poeta/

«Большая бескрылая бабочка» – гласит информационная табличка под портретом Марселя Вандерса, вынесенным на…

«Большая бескрылая бабочка» – гласит информационная табличка под портретом Марселя Вандерса, вынесенным на афишу его первой крупной персональной выставки в музее Stedelijk и на обложку книги «На гвозде».

Необходимость «пригвоздить» дизайнера и снабдить его творчество ярлыками связана с необычайной плодовитостью человека, сотрудничавшего со всевозможными крупными фабриками: проще перечислить, с кем из гигантов он не работал. Вандерс не закончил Академию дизайна в Эйндховене и вылетел после первого курса, поскольку этого выдумщика и затейника сочли слишком непоследовательным и некомпетентным для профессии. Получив несколько других профильных образований, он принялся сочинять собственное определение промдизайна и вывел его. Коллегам сложно быть первопроходцами, делать нечто впервые и рисковать, проще дождаться, пока кто-то другой проведет исследования, и скопировать успешную идею. Все, что предшествует копированию, Вандерс и считает истинным дизайном. Один из членов революционного коллектива Droog, Вандерс впервые заслужил пристальное внимание дизайнерского мира благодаря креслу Knotted, созданному при помощи макраме из карбоновых шнуров. Затем последовали вазы, повторяющие формы человеческого чиха, табуреты, напоминающие граненые алмазы, вазы из дельфтского фарфора, которые можно изготовить за одну минуту в противовес кропотливым стараниям мастеров прошлого, пресловутое ювелирное украшение в виде золотого носа, в котором дизайнер часто и охотно позировал, и кокетливые диваны для его собственной компании Moooi, нуждающиеся не в единственной обивке, а в различных нарядных «платьях».

Marcel Wanders

Глядя на самозабвенное позирование Вандерса перед объективами (в основном его товарища, гениального фотографа Эрвина Олафа), можно счесть его грандиозным эгоистом. Однако с первых страниц новой монографии издательства Frame в глаза бросается фраза из интервью: «Меня интересуете вы». Вандерсу интересен пользователь его продукта, он желает затрагивать его ум и сердце, создавать воспоминания и эмоциональные привязанности, именно поэтому формы объектов знакомые и архетипические, а оформление – ни на что не похожее, зачастую не имеющее аналогов. Именно поэтому, а не за уникальные навыки из мира шоу-бизнеса (вечеринки с люстрами, с которых обнаженные женщины, висящие на них, разливают шампанское, или стриптиз на лекции для Сообщества промдизайнеров США) журналисты прозвали его «Леди Гага дизайна». Золотой клоунский нос заставляет некоторых считать Вандерса шутником, но сам он не согласен. Шутка – то, что заставляет вас смеяться лишь раз, считает он, а дизайн – навсегда, дизайн – это страсть, душа и мечта, а не юмор.

Структура книги повторяет логику выставки (которая продлится до июня) с ее «белой зоной», относящейся к левому полушарию дизайнера и разбитой на подтемы (мастерство, сторителлинг, поверхность, инновация, архетипы, игра с масштабом), «черной зоной», представляющей правое полушарие, интимную театрализованную вселенную дизайнера, и «арт-директорским лаунжем», посвященным роли Вандерса в зонтичной компании Moooi, сотрудничающей с другими современными гениями.

Часть стратегии Вандерса – грамотный, напористый и самобытный пиар: многие фотографии из книги (то же кресло-макраме из карбона) более известны, чем объекты, а Вандерса признают в лицо даже те, кто не уверены, чем он знаменит. Тем не менее, красочная обложка не затмила сути, и в доказательство этого книгу интересно не только листать, но и вдумчиво читать.

Marcel Wanders

Marcel Wanders: Pinned Up. 25 Years of Design
(Марсель Вандарс: На гвозде. 25 лет дизайна)
Издательство Frame Publishers при поддержке Stedelijk Museum
Amsterdam, концепция: Ingeborg de Roode, 2014 год, 224 страницы,
формат 220 x 270 мм, мягкая обложка, цена 29 евро.
ISBN: 978-94-9172-728-3

Теги:
мебельдекорсвет

Комментарии (0)

Оставить комментарий