Войти Регистрация

Год голландского дизайна: часть 3. Социальный дизайн

Даша Цапенко поступила в Академию дизайна Эйндховена. Как выглядит учеба в одном из самых необычных вузов мира глазами инсайдера

Год голландского дизайна: часть 3. Социальный дизайн

blogs/blog-dashi-tsapenko/2015/11/23/god-gollandskogo-dizajna-3/

 Выпускной проект Габриель Энн Махер DE___SIGN, который демонстрирует "Акт сидения" Витте Даме Академия дизайна…

 Выпускной проект Габриель Энн Махер DE___SIGN, который демонстрирует "Акт сидения"

Витте Даме

Академия дизайна Эйндховена расположена в самом сердце города и занимает 10 тысяч кв. м. в культовом здании «Де Витте Даме» («Белая дама»). Его возвели в 1928 году как первую большую фабрику Philips. Сооружение стало процветающим центром в сфере информации, дизайна и технологий. Кроме академии в нем расположились несколько арт-галерей, общественная библиотека, отдел дизайна Philips и всевозможные сервисы и услуги для студентов.

Я живу в пяти минутах езды на велосипеде от «Витте Даме», но иногда мне кажется, что было бы быстрее добираться пешком: процесс парковки и привязывания велика занимает больше времени, чем сама езда. Недавно я нашла оптимальный вариант, теперь езжу туда на роликах.

Академия дизайна в Эйндховене

Структура

В академии у магистров нет общепринятых пар. Двухгодичное расписание сфокусировано на исследованиях, практических дизайн-заданиях, которые раздаются менторами четырех факультетов, и лекциях-воркшопах разных приходящих лекторов.

Весь второй год студенты работают над индивидуальными проектами, которые выбирают сами. С формулировкой темы магистрам помогают внешние организации, правительство, компании и фирмы, ведущие эксперты наряду с исследователями самой академии.

Кроме того, есть еще программа дискуссий и лекций для всех магистров — так называемый «Источник». Посещение обязательно для всех магистров вне зависимости от факультета.

Выставка выпускников DAE  (Фото Angeline Swinkels)

Социальный дизайн

Что такое социальный дизайн, я вначале понимала смутно. Выбирая перед поступлением между ним и контекстуальным дизайном, я выбрала социальный, так как считала и считаю, что весь дизайн в принципе должен быть социальным. В правильности своего решения я убедилась после вступительной речи главы нашего факультета Яна Булена.  Он сообщил, что сам не знает, что это такое, и каждый год меняет свое мнение. Более того, он уверен, что такой вещи как социальный дизайн и вовсе не существует. Дизайнер обязан работать с социальным аспектом и постоянно спрашивать себя: зачем я придумываю, какое влияние мой дизайн окажет, на кого он повлияет и чего я достигну своей работой?

Этот критический подход оказался определяющим на факультете. Что такое социальный дизайн, каждый студент должен определить для себя сам, что, по словам Булена, является необходим условием в нашем быстро меняющемся обществе. Это, кстати, задание на новогодние каникулы. От студентов тут ожидают самокритичности, рефлективности и конструктивного подхода к дизайну и к себе в первую очередь. Каждый свой проект, да что там, каждую фразу здесь нужно доказывать. Не доказал, не убедил — провалился. Здесь очен скептично относятся к пафосным заявлениям из разряда                                                         Ян  Булен                                     «социальный дизайн спасет мир», «это решит проблему стран третьего мира» или «это поможет бездомным». Социальный дизайн не об этом. В чем его суть, мне предстоит для себя в скором времени сформулировать.

Система оценивания

В конце каждого триместра защита проекта.

Есть 5 критериев оценки, каждый из которых оценивается по пятибалльной шкале.

1. Поиск и исследование.

2. Виденье и концепт.

3. Дизайн.

4. Презентация и коммуникация.

5. Самоотдача.

Затем выводится средняя оценка и на ее основании выносится вердикт — прошел/не прошел.

Если студент не прошел, у него есть две недели на исправление или переделывание проекта. После этого его надо снова защитить. Если снова получаешь «не прошел», тебя оставляют на следующий год. Правда, бывалые студенты говорят, что тех, кто начинает заново, единицы. В основном вылетевшие ребята находят себя в чем-то другом: идут на работу, начинают свое дело…

Любопытно, что, как правило, ко второму году обучения половина студентов отсеивается: кто-то вылетает, а кто-то уходит сам, осознав, что академия — не тот формат.

Моя первая оценка в стенах академии состоится первого декабря, и я на собственном опыте узнаю, как все происходит на самом деле.

Студенчиский проект  Protective Underwear от Julia Veldhuijzen van Zanten

Задания

Тема этого триместра — тело. Тело как пространство, как инструмент. Какой потенциал у тела? Тело в рамках политической арены. Тело как материал, как медиа, как архив, как экономический фактор, как язык в дизайне…

Первая половина триместра состояла из серии интенсивных воркшопов, которые провоили дизайнеры, выпускники академии и другие эксперты в этой сфере. Подробнее про воркшопы, их содержание и о тех, кто их вел, я расскажу в одном из следующих постов. Всего их было шестеро. Итогом стала наша выставка «Тело как шоу». Там было показано и рассказано все, что мы поняли и сделали за это время. Результаты не оценивались. Оценивалась наша оценка себя, как бы странно это ни звучало. По окончании каждый из нас писал «селф-евалюейшн» — критический отзыв о себе до и после воркшопов, рассказывая о впечатлениях о прослушанном материале, своих проектах, своем поведении, своих открытиях и заключениях, достижениях и провалах, победах и поражениях. Лучшими были самые искренние и честные отзывы.

Во второй части триместра курс разделили на две группы и дали два совершенно разных задания и двоих разных руководителей. Чем руководствовался Ян Булен, ставя каждого из нас в определенную группу, я так до сих пор и не поняла.

В итоге к первому декабря у каждого должен быть готов объект, говорящий сам за себя, соответствующий заданию и выбранной нами концепции.

Что я могу сказать… Осталась неделя до моей первой оценки в Академии дизайна  Эйндховена.

Студенческий проект Landscape Machines от выпускника факультета "Социальный дизайн"  Zeno Franchini

Теги:
образованиеблог Даши Цапенко []

Комментарии (0)

Оставить комментарий