Войти Регистрация

Год голландского дизайна: часть 4. Зона комфорта

Даша Цапенко поступила в Академию дизайна Эйндховена. Как выглядит учеба в одном из самых необычных вузов мира глазами инсайдера

Год голландского дизайна: часть 4. Зона комфорта

blogs/blog-dashi-tsapenko/2015/12/08/god-gollandskogo-4/

Проект студентки Ейндховенской академии дизайна Алисии Онгей Перез "Inside out",  Было бы весело сделать этот пост…

Проект студентки Ейндховенской академии дизайна Алисии Онгей Перез "Inside out", 

Было бы весело сделать этот пост коротким, что-то вроде: «Привет, меня выгнали!» Но нет, он будет длинным, даже слишком, как по мне.

Закончился мой первый триместр в Академии дизайна, начались каникулы. Сразу напишу: меня не выгнали, и я не «провалилась», чему уже безумно рада. Правда, «не все сталося, як гадалося». Как и почему, буду рассказывать.

Задание

В конце октября наш курс поделили на две группы и выдали два совершенно разных задания. От первой группы требовалось создать предмет/приспособление/механизм для тела, который усилит его возможности и поможет человеку стать ловчее, сильнее, быстрее. Задание было разделено на пять недель. К началу каждой новой недели нужно было представить объект по теме. Причем новый объект должен был являться эволюцией старого. К концу задания выходило пять объектов, где пятый — самый совершенный. У каждого из них должно было быть имя и сопутствующая история. Было всего одно ограничение — материал. Работать можно было только с кабельными трубами из ПВХ. В качестве образца работы с материалом студентам указали на кинетического скульптора Тео Янсена и его огромные творения, способные передвигаться по пляжам под воздействием ветра.

XXXX_SOFA, Yuya Ushida

Проект XXXX_SOFA от дизайнераYuya Ushida из 8000 полосочек рециклированного пластика

У второй группы, в которую попала я, задание было совсем другим. Нам предстояло исследовать взаимосвязь между производителем и потребителем предметов ежедневного пользования, которая в последние годы круто изменилась. Цифровое производство и платформы для создания электронных прототипов открывают обычным людям доступ к процессам, которые когда-то были возможны только в индустриальных масштабах. Появляются все новые фаблабы (цифровые мини-фабрики, позволяющие максимально быстро и технично создавать уникальные предметы с помощью станков с числовым программным управлением или электроинструментов для работы с деревом, пластиком и металлом) и целые сообщества так называемых «мейкеров», которые модифицируют, реставрируют и меняют функции предметов, созданных промышленным путем. Нам предлагалось изучить ряд проектов, процессов и платформ open source с «участвующим потребителем», которые свидетельствуют о переменах, а также исследовать последствия этих перемен. До декабря от нас ждали обиходный предмет, производство которого использует, тестирует, комментирует или критикует меняющуюся роль потребителя в системе изготовления. Цель задания — пересмотреть повседневные объекты в разрезе изменяющихся ролей пользователя, дизайнера и производителя.

Процесс

Не знаю, как вам, но мне наше задание показалось дико сложным. Первое время я страшно завидовала ребятам из «трубной» группы, которые уже вовсю играли, экспериментировали, придумывали новые способы крепления, движения и все в таком духе. Как обычно бывает в таких случаях, у меня был десяток вариантов того, как сделать чужое задание, но с какой стороны подступить к своему, я не представляла. С другой стороны, я чувствовала гигантскую ответственность: хотелось сделать что-то по-настоящему важное.

Проект с последней выставки Ли Эделькорт

 Проект Open Ended с выставки Ли Эделькорт

Потратив неделю на нытье и страх, я поняла, что пора что-то делать. Для начала я изучила матчасть и нашла пару примеров платформ open source. Первой мне встретилась платформа Open Desk. Там можно выбрать модель рабочего стола, скачать файлы для его порезки и найти ближайший фаблаб, в котором можно самостоятельно его изготовить, заплатив только за материал и работу со станками, или же купить уже готовый предмет. Другой пример — AnOther Shoe. Этот сервис, кстати, создала выпускница Академии дизайна Эйндховена совместно с дизайнером обуви. Там можно заказать набор деталей для самостоятельного пошива башмаков. Все, что требуется, — сшить их вместе. Или заказать готовую пару.

Как оказалось, таких платформ очень много, начиная с бижутерии, напечатанной на 3D-принтере, и заканчивая нашумевшим проектом Коди Вилсона, который выложил файлы для самостоятельного изготовления ружья.

Однако на большинстве платформ потребитель на самом деле может участвовать только в процессе изготовления. Мне же захотелось дать людям возможность поучаствовать еще и в процессе разработки дизайна. Параллельно я размышляла, что случится с домом, если его уменьшить в 5 раз. Сможет ли та же форма оставаться по-прежнему полезной, хоть и с другой функцией? А если уменьшить его в 20 раз? Тоже сможет? Похожее упражнение мы делали в летней архитектурной школе в Карпатах (организаторы и кураторы — Вадим Заплатников и Лариса Меркулова). Найдя эскиз проекта маленького дома, я начала уменьшать его в масштабе, пытаясь найти новые функции для этой формы. За 10 минут возникло множество вариантов. Это было настолько увлекательно, что мне захотелось поделиться этим чувством с остальными. Тогда у меня и возникла идея создания платформы, где таких форм множество, и все они могут быть чем угодно. Зайдя на сайт, человек сможет выбрать форму и не только увидеть, чем она может быть в разных масштабах, и скачать чертежи, но и придумать, чем еще она может стать. Причем проделать это он сможет как с уже предложенными вариантами, так и начав весь процесс с нуля: создав свою новую форму и несколько вариантов ее применения в разных масштабах. Чтобы понять, будет ли это работать, я взяла свою форму и, назвав ее «Мультифункциональная единица №1», отправила множеству друзей, знакомых, да и незнакомых, но оказавшихся у меня в друзьях, на Facebook с просьбой придумать форме функцию.

Сама же решила разработать дом и изготовить первые варианты, что пришли мне в голову: деревянный стул, кольцо из нержавеющей стали, керамический горшок для цветов и фетровую сумку для шопинга. Во всех объектах форма формируется по-разному: кольцо печатается на 3D-принтере из цельного куска, стул набирается из плоских брусков, сумка и горшок состоят из пяти соединяющихся частей. К моей превеликой радости, друзья/знакомые/незнакомые отозвались и подали кучу неожиданных идей, которые мне сразу и в голову не пришли. Так и родился мой проект. К физическим объектам и чертежам дома я решила добавить все присланные мне идеи, которые к тому времени стали для меня важнее и дороже сделанных мной предметов. Многие идеи были в описательной форме, поэтому, чтобы как-то все упорядочить и показать общую идею, я решила их все отрисовать, придумав для каждого рисунка маленькую историю.

Таким образом, мой проект представлял собой работу платформы на примере одной «мультифункциональной единицы», которая была домом, стулом, кольцом, сумкой, горшком и еще шестьюдесятью различными предметами.

Мне бы очень хотелось рассказать здесь так же подробно о проектах моих однокурсников, каждый из которых достоин длинного описания и последующих дискуссий. О тех, что особенно впечатлили лично меня и даже поменяли немного картинку мира, я расскажу в следующем посте.

Оценка наших проектов проходила в формате выставки, на которую мы пригласили гостей. Каждому давалось 7 минут на защиту и 7 минут на реакцию. Оценивали нас глава факультета Ян Булен, координатор программы и два ментора, курировавших группы.

Сразу после нашей защиты Ян попросил всех встать, после чего сообщил, что это исторический момент: весь курс социального дизайна прошел дальше и не провалился, что бывает весьма редко. Правда, через пару дней пришел письменный фидбэк с оценками. Мой был короток и прост: «Проект интересный, рисунки и предметы хорошие. Но ты не вышла из зоны комфорта. Выходи, если хочешь научиться». Оценка была соответствующая — 17 баллов из 25. Конечно, я расстроилась. Но ведь я и правда не вышла. Я испугалась делать что-то с технологиями, хотя могла, испугалась делать что-то сумасшедшее и дерзкое, испугалась не успеть и опозориться, показать, что я чего-то не умею. В итоге проиграла. Но это пока. Зато теперь я точно знаю, что я в правильном месте.

Теги:
блог Даши Цапенко [{"MIGX_id":"5","description":"Модульная полка. Ольга Рябова","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12349394-1067974786569730-1643375797-o.jpg"},{"MIGX_id":"9","description":"Складная печь для кемпинга. Автор Джессе Ховард","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12356064-1067967526570456-2060089409-o.jpg"},{"MIGX_id":"1","description":"Рюкзак. Алиса Омельченко","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12342903-1067969493236926-1533922979-o.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"Ваза. Полина Мороз","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12342945-1067969353236940-978022192-o.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"Органайзер для вязания. Автор- Вера Зинченко","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12343024-1067967796570429-1839757005-o.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"Фонарик для велосипеда. Автор Катерина Таратинская","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12359285-1067967959903746-1749046904-o.jpg"},{"MIGX_id":"6","description":"Лавка. Анна Викен","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12343366-1067974959903046-1035786805-o.jpg"},{"MIGX_id":"7","description":"Мари Поволери","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12351440-1067975039903038-825882042-o.jpg"},{"MIGX_id":"8","description":"Платье. Автор Сара Кадеш","image":"content/categories/blog/dasha-tsapenko/4/12355794-1067967103237165-288528539-o.jpg"}]

Комментарии (0)

Оставить комментарий