Войти Регистрация

Год голландского дизайна: Летучий голландец

Общественный транспорт прошлого-будущего и летающий Туффи

Год голландского дизайна: Летучий голландец

blogs/blog-dashi-tsapenko/2016/05/26/god-gollandskogo-dizajna-letuchij-tramvaj/

Когда мельком, из окна поезда, державшего путь в немецкий городок Хаген, где я и Аннэ планировали пересесть на…

Когда мельком, из окна поезда, державшего путь в немецкий городок Хаген, где я и Аннэ планировали пересесть на другой поезд, который довез бы нас до города Мендена, что в Северной Рейн-Вестфалии (там живет семья Аннэ), я заметила пролетающий мимо меня салатовый вагон, я тут же поняла, что посвящу летающему вагону отдельный пост. И пусть об этом уже многие знают, многие писали и до этого мало кому есть дело. Летающий вагон, вернее, как позже выяснилось, вагоны того стоят.

Чтобы познакомиться с ними поближе, на обратном пути из Мендена в Эйндховен Аннэ и я сделали остановку в славном городе Вуппертале — родине Фридриха Энгельса, кстати. Приятная гористая местность, архитектура XIX века и индустриальный шик промышленного города сразу пришлись мне по душе. «С давних времен люди селились здесь, в низине, вдоль небольшой горной речки Вуппер. Со временем их постройки стали взбираться все выше и выше на окружающие реку холмы. Для возведения там домов начали прокладывать дороги и вырубать в породе ступеньки. Под нынешним названием Вупперталь существует на карте мира лишь немногим более восьмидесяти лет. Город образовался довольно недавно, в 1929 году, путем слияния нескольких более мелких населенных пунктов», — медленно выговаривая каждый слог, чтобы я ничего не упустила, рассказывала Аннэ на немецком, пока я лихорадочно пыталась достать последние, смятые до неприличия, 5 евро из заднего кармана джинсов.

После бесчисленного количества попыток кормежки билетного автомата найденной в конце концов мятой купюрой, его возмущений по поводу некачественной еды, очередной кормежки и моей победы над ним я стала гордой обладательницей двух бумажек, дающих право на проезд в транспорте будущего, по крайней мере так я себе его представляла. Оказалось, я сильно устарела: таким будущее видели еще 100 лет назад, когда строили Вуппертальскую дорогу в 1900 году. В конце ХIХ столетия данная местность переживала пик индустриализации. Стояла задача как-то решить транспортную проблему. На земле места для трамвая не было, улицы были слишком узкие. Подземное строительство было исключено, так как область была очень скалистой, с большим количеством грунтовых вод.

В это же время немецкий предприниматель Айген Ланген, член огромного количества попечительных советов банков, страховых компаний, предприятий электро- и транспортной индустрии, занимавшийся упорядочиванием патентного законодательства и являвшийся одним из руководителей немецкого инженерного общества, после смерти отца всецело сосредоточился на сахарном производстве. Постоянно модернизируя и улучшая его, он освоил конструкции подвесных дорог. Построив рабочий испытательный фрагмент пассажирской подвесной дороги, окрыленный удачей Ланген предложил свое изобретение Берлину, Вене и Вроцлаву, однако получил отказы. Вскоре инженер узнал о проблемах с транспортом в Бармене и Эльберфельде (так назывались города до слияния их в Вупперталь). Ланген отправился туда и убедил тамошние власти в успехе изобретения.

Вскоре появилась единственная в своем роде подвесная трамвайная линия, выполненная по проекту Ойгена Лангена. Он назвал ее «дорогой, парящей над воздухом». Именно так можно перевести немецкое название Schwebebahn.

Официальное название дороги — Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена. Правда, мне было немного непонятно, о какой такой его системе идет речь, ведь монорельс был изобретен задолго до прихода Лангена. Но так ли это важно?

Мы с Аннэ стояли на одной из конечных остановок возле нового вокзала. Остановка находилась на высоте приблизительно десять метров. Поезда ходили каждые три-четыре минуты с половины шестого утра до 11 вечера. Внизу бежала река Вуппер. На обоих берегах играли дети. Доносился лай собак. План был таков: проехать весь маршрут на Швебебане и выйти на второй конечной, возле старого вокзала, там сесть на поезд, который довезет нас до Венло, а оттуда уже домой, в Эйндховен.

Пролетая над рекой Вуппер

И вот я наконец вижу вблизи летящий на меня вагон. Мы загружаемся в него и занимаем задние места. Я умащиваюсь на своего рода подоконник, рядом с двух-трехлетним азиатским мальчиком. Вагон начинает движение, мы с мальчиком смотрим назад. Напоминает это все американские горки. Вагон шатает из стороны в сторону, особенно это ощущаешь на поворотах. Тем временем добросовестная Аннэ, которая прожила в Вуппертале четыре года, продолжает меня просвещать. Оказывается, всего нам предстоит проехать 20 станций. Дизайн каждой из них уникален. Длина всего маршрута — 13,3 км, из них 10 км проходят над руслом реки на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км — над улицами города на высоте 10 метров.

Мы въехали на одну из центральных улиц города. Мимо один за одним проскакивали старые фасады жилых домов. Удивительно, насколько мало было пространства между поездом и домами с обеих сторон от него. Казалось, из окна можно было дотянуться до рыжего кота, спящего на массивном карнизе старого серого дома, ощутить текстуру розовых цветочных обоев, которые клеила женщина в одном из вытянутых окон кремового дома, пару секунд понаблюдать за мужчиной-блондином, выходящим из парадного на прогулку с двумя белокурыми сыновьями-близнецами в баклажановых комбинезонах. Все это, разумеется, можно было разглядеть только когда вагон останавливался. Во время движения поезд достигал скорости 60 км/час, и видно было лишь меняющиеся цветовые пятна.

Ежегодный пассажирооборот Швебебана превышает 20 миллионов человек, что немало для города с населением 300 тысяч жителей. Для горожан этот вид транспорта стал незаменимым средством передвижения, а туристы приезжают сюда со всего мира посмотреть на местную достопримечательность.

Я вдруг обнаружила, что мой маленький сосед исчез. Видимо, вышел с родителями, пока я пялилась на баклажановых близнецов и их папу. Мои размышления о детях прервала Аннэ, поинтересовавшаяся, не страшно ли мне.

Мне не было страшно. Единственное, чего я опасалась, так это как бы меня не укачало от постоянного шатания и резких поворотов. Просто вестибулярный аппарат у меня слабый. Главное было оставаться на подоконнике и не вставать.

А вот Туффи наверняка было страшно. Дело было в середине апреля далекого 1950 года, когда директор популярного цирка Althoff Франц Альтхов решил прокатиться на подвесной дороге с целью завлечения на свои выступления большего количества людей. Он взял с собой Туффи. Туффи был его самым любимым сотрудником, пусть и слоном. Слона посадили в вагон на станции Alter Markt. Не привыкший к полетам Туффи начал паниковать и вскоре после отправления со станции проломил боковую стенку вагонетки и вывалился из нее. К счастью, в это время поезд проезжал над рекой. Туффи упал в воду с высоты 5 метров и не получил серьезных ранений, отделавшись всего несколькими синяками и царапинами. С тех пор Туффи — местная знаменитость. Его можно увидеть на плаката, развешенных по городу, на страницах детских книг и журналов.

Вагон остановился. Он подъехал к конечной, оставив 19 станций и весь город позади. Мы с Аннэ медленно вышли и побрели к старому вокзалу, рассуждая о неизбежности рутины в нашей жизни. Вагон-монорельса в свою очередь развернулся, постоял минут семь, впустив за это время нескольких человек, и полетел назад в город выполнять свой долг. До конца его рабочего дня еще оставалось пару часов.

[{"MIGX_id":"1","description":"\u041f\u0440\u044b\u0436\u043e\u043a \u0422\u0443\u0444\u0438\u0438","image":"content\/categories\/blog\/dasha-tsapenko\/10\/13262270-1175906539109887-1903277039-o.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"\u0414\u0435\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u043a\u043d\u0438\u0433\u0430 \u043e \u0422\u0443\u0444\u0438\u0438","image":"content\/categories\/blog\/dasha-tsapenko\/10\/13288961-1175912865775921-516318172-n.jpg"}]

Комментарии (0)

Оставить комментарий