Войти Регистрация

События
Автор: Анна Кислицкая

Новый украинский проект

Восточно-европейское мышление – самое модное. Почему за нами будущее, читайте в новом номере журнала "Салон. Украинский проект"

Новый украинский проект

blogs/novosti/2015/07/15/ukrainskij-proekt-2/

Сюзанна Скальска – тренд-аналитик родом из Варшавы, управляет агентством 360 InspiratНion и курирует Неделю дизайна…

Сюзанна Скальска – тренд-аналитик родом из Варшавы, управляет агентством 360 InspiratНion и курирует Неделю дизайна в Эйндховене (Dutch Design Week). Несколько лет назад она основала в Польше культовое учебное заведение School of Form, а в июле впервые посетила Украину, вдохновив местный креативный класс неожиданным манифестом: формат нашего с вами восто-европейского мышления – самый модный в мире, за нами будущее.

С чего все началось, когда вы покинули Варшаву и начали учиться в Эйндховене?

С унижения. Мой учитель задал студентам разработать упаковку для мыла. Меня вдохновило мое польское детство. У нас в общественных туалетах мыло заворачивали в пластиковые сеточки, в каких продаются овощи, и оно всегда оставалось сухим. Это простое, элегантное и бюджетное решение.Пока все вокруг проектировали декоративные упаковки, я просто заново применила уже готовое решение и рециклировала старый материал. Преподаватель назвал меня «человеком с восточноевропейским менталитетом», который из меня придется «вымывать».

В те годы такое мышление было немодным?

Именно. Было.

Сюзанна Скалска

Сюзанна Скальска

Что следует понимать под термином «восточноевропейский менталитет»? Что у нас с вами общего?

Менталитет – слово неоднозначное, в него можно вкладывать негативный смысл, но я предлагаю сконцентрироваться на конструктиве. У нас есть практичность, мы можем выжить в любой ситуации, мы умеем делать многое из ничего, мы гибкие, мы много общаемся, потому что для нас это естественный способ решать вопросы, и все наше временное становится постоянным. Это очень продуктивное мировоззрение, но мы этого не замечаем, потому что ослеплены «западным светом». Между тем именно наш славянский ход мыслей сейчас в тренде.

В Польше что-то изменилось за последние годы?

Все. Сначала был мрак. Мы занимались тем, что копировали западных производителей. В обществе бытовала логика: «Зачем переплачивать за западные товары, если можно украсть дизайн и сделать то же самое в бюджетном варианте?»

Почему возникают подобные проблемы?

Дизайнеров не учили мыслить иначе. Их учили копировать мастеров. В последние 50 лет наших дизайнеров учили не мыслить, а решать временные проблемы. А ведь это полярные вещи: краткосрочные решения и долгосрочные. Именно последнему способу мышления мы обучаем в School of Form.

Каковы результаты?

Наши студенты сотрудничают с коммерческими организациями: разрабатывают сервисный дизайн для банка Raiffeisenbank, участвуют в проектах Škoda и Ikea, изучают возможности кулинарной роботизации. Они делают много полезных вещей для Познани. Однако я не уверена, что здесь корректно говорить о результатах, потому что дизайн – это процесс, а не следствие, это путешествие, а не пункт назначения. Это конструктивный диалог между заказчиком и исполнителем, обогащенный опытом каждого.

Проект SOF для Skoda

Проект SOF для Skoda

А сам процесс изменился?

Конечно, изменился! Ранее его совсем не было, а теперь есть! Олдскульный дизайн – он какой? Клиент присылает вам бриф. Бриф абсолютно фиктивный, потому что в нем клиент указывает, чего он хочет. Он думает, что он этого хочет. А на самом деле он этого не хочет, ему это не нужно! Он, бедный, сидит в своем ящике ограниченного восприятия. Что он оттуда видит? Например, конкурентов. Они что-то бессмысленное сделали, и заказчик требует эту нелепость повторить. Если бы заказчик вылез из ящика, он бы сообразил: чтобы быть лучше конкурентов, последнее, что нужно делать, – это повторять чьи-то непродуманные эксперименты. Надо заниматься чем-то другим. А чем? Давайте об этом поговорим. Это и есть дизайн-мышление. У поляков оно сформировалось не сразу. Как вы догадались, у нас в Польше сначала не было дизайна. А затем в начале двухтысячных он появился в искалеченному виде: фолк-дизайн. Сплошной фолк: подушки, кружки. Девальвация национальной культуры. Но ничего страшного, это  естественный процесс. На этом фолк-этапе нация, трансформируясь, исследует свою сущность и идентичность, а ее представители пытаются понять, кто они и куда идут. В Украине сейчас именно такая эпидемия.

Что ее может остановить?

Подождите, все произойдет само собой и довольно быстро. Вы еще молодая страна. Посмотрите, какое «потомство» вылупится из этих фольклорных «яиц»! Просто посидите на этих «яйцах». В западных странах давно существовал бизнес, дизайнеры обслуживали индустрию следующим образом: делали продукты красивыми. Но впоследствии стало ясно, что бизнес. как слепой котенок, не способен искать новые возможности в мире, меняющемся со скоростью света. Тогда появилось представление о дизайн-процессах. Стало очевидно, что дизайнер необходим не для того, чтобы украсить или усовершенствовать продукт. Нет, это не так! Дизайнера надо привлекать в начале проекта, чтобы искать новые перспективы. Мы в Польше ознакомились с концепцией дизайн-мышления. В 2005 году я почти круглосуточно проводила воркшопы по этим вопросам. Все ходили на тренинги и лекции. Каждая газета писала о процессах дизайн-менеджмента. За каждым углом проклинали олдскульные брифы. Постепенно фолк-дизайн умер, потому что он был не нужен, а бизнес, как выяснилось, задыхался без дизайнеров! Следовательно, дизайнеры переключились с фолка на бизнес, на дизайн-процессы.

Полное интервью с Сюзанной Скальской ищите в новом номере «Украинского проекта».

Теги:
украинский проект

Комментарии (2)

  1. а де купити можна?

  2. Купить журнал в Киеве можно на раскладках прессы в супермаркетах Караван, Ашан, Велика Кишеня, Сильпо, Мегамаркет, Эпицентр, а также в фирменных магазинах "Пресса-Трейд" в ТРЦ и Аэропортах и киосках прессы "Т-Киоск".

Оставить комментарий