Войти Регистрация

События
Автор: Катерина Давыдова

Прощай, вдохновение!

На международной конференции Creascope, посвященной творческому бизнесу, киевская публика не увидела ни одной красивой картинки

blogs/novosti/2016/06/09/proshhaj-vdoxnovenie/

Как очкарики со стажем, перешедшие на контактные линзы, долгие годы поправляют фантомный предмет на переносице,…

Как очкарики со стажем, перешедшие на контактные линзы, долгие годы поправляют фантомный предмет на переносице, так завсегдатаи конференций о трендах смотрят на экран и инстинктивно ждут красивых картинок. Их еще называют «вдохновляющими». А вместо них появляются картинки непонятные, порой неприятные и явно некрасивые.

В Киеве уже сформировалась аудитория, привыкшая посещать конференции трендсеттеров и покупать так называемые «Тетради вдохновения» на выставке Maison & Objet. Для них конференция Creascope с ее титульным спикером Сюзанной Скальской — резковатый поворот.

Много лет подряд в Киев по приглашению агентства Creapro приезжала Ли Эделькорт, демонстрировала вдохновляющие иллюстрации из журнала Bloom и мурлыкающим голосом рассказывала о визуальных трендах: блаженстве, эротизме, матери-земле, полетах. В июне 2008 года Украина стала первой славянской страной, которую посетила Эделькорт с презентацией тренд-бюро Trend Union. Почему те же самые люди из Creapro второй год подряд зовут говорить о трендах ее ученицу Сюзанну Скальску? Потому что времена изменились. Прошло 8 лет. Это по современным меркам очень много.

Сюзанна Скалска

Сюзанна Скальска 

Яблочко от грушки укатилось далековато. Скальска (это они с Эделькорт вместе основали в польской Познани легендарную школу дизайна School of Form) не менее харизматична и влиятельна, чем Эделькорт. Но она тренд-эксперт нового поколения, новой парадигмы.

Трендсеттеры «нулевых» вдохновляли. Сегодня вокруг немало вдохновленных граждан, считающих себя творческими личностями. Осталось придать этому смысл, пользу и капитализацию, а вот этого как раз не хватает, и нынешние трендсеттеры дают отрезвляющие пощечины тем, кого сверх меры вдохновили их предшественники.

Непосвященных Скальска скорее демотивирует, чем вдохновляет. В прошлом году она спросила аудиторию киевского семинара «Осознание перемен», кто родился до 1980 года, и, удостоверившись, что таких большинство, в шутку предложила им выйти из зала. В шутке лишь доля шутки: Скальска имела в виду, что людей, которые собираются жить и работать по старинке и не намерены меняться, ничего хорошего не ждет и никакой семинар им не поможет. Они неуместны, нерелевантны, особенно в бизнесе.

Жан Эрик Баарс

Жан-Эрик Баарс

В этом году Скальска заручилась поддержкой Жана-Эрика Баарса из Школы искусств и дизайн в Люцерне, с которым некогда работала в концерне Philips, а также лектора и куратора из Нидерландов Лукаса Вервея, самый знаковый проект которого — платформа для голландских дизайнеров Premsela. Еще он блогер популярного ресурса Dezeen, где пишет прелюбопытные опинион-колонки, например о том, из-за каких своих фобий дизайнеры ненавидят термин «дизайн-мышление». Демонстрируя публике заведомо некрасивые картинки, троица говорила об очень важных и полезных для будущего и бизнеса вещах.

Вначале Скальска запустила слайды из личного архива и выдала парочку автобиографичных демотиваторов. Слайды были не просто черно-белые, но эстетически очень близкие всем, кто появился на свет до 1980 года. Сюзанна родилась в социалистической Польше, ее мать работала в Институте перспективных разработок. Сюзанне с детства хотелось тоже стать дизайнером, потому что всякий раз к ее приходу доставали кофе и печенье. Это мощная метафора, ведь люди часто выбирают творческие профессии в расчете на гламурный и беззаботный распорядок дня, назовем это «кофе и печенье». Но сегодня дизайн никак не связан с вдохновением и беззаботностью. Восхитительные стулья, захватывающие дух лампы и вдохновляющие кофеварки знаменитейших дизайнеров, чьи имена мы не будем приводить всуе, были преданы Сюзанной публичному осмеянию. Она сколлажировала их со штуковинами безвестных промдизайнеров, которые обладают сомнительной эстетической ценностью, зато действительно меняют жизни в лучшую сторону.

Образцовым объектом дизайна у Скальской стал Mine Kafon. Широко известно, что наземные мины убивают и калечат в основном мирное население, часто детей. «Причем здесь дизайн?» — спросят взращенные Эделькорт граждане. «А это и есть дизайн», — терпеливо объяснит тот, кто уже знаком с парадигмой Скальской. В 2011 году Массуд Хассани, эйндховенский студент родом из Афганистана, придумал в качестве выпускной работы хитроумный девайс Mine Kafon, чтобы обезвреживать мины. Этот детектор, похожий на перекати-поле по принципу работы и внешне, ко всему еще и питается энергией ветра. За одну «прогулку» по полю он может обезвредить до четырех мин. Прошло 5 лет, Скальска возмущена. Этот объект с потрясающим гуманитарным потенциалом так и не был куплен правительствами государств, где остро стоит данная проблема. Видимо, они были недостаточно вдохновлены. Купил его лишь музей дизайна MOMA.

Девайс Mine Kafon от Массуда Хассани

«Когда была битва при Ватерлоо?» — спросила Скальска, и участники конференции скромно промолчали. Скальска напомнила им о надвигающемся девятилетии выпуска iPhone. Всего девять лет прошло, а мир в корне изменился: люди разучились думать самостоятельно, ориентироваться в пространстве без вшитых карт, вспоминать элементарные исторические даты без гуглинга. «Умный телефон — глупые люди», — подытожила трендсеттер.

Докладчики-мужчины вывели ситуацию на позитив и привели положительные примеры сервисов, интегрированных в продукт. Жан-Эрик Баарс вспомнил проект «однодолларовых очков» для детей Африки, который подразумевает не только продажу бюджетных очков, соразмерных с доходами небогатого населения, но и встроенную возможность делать бизнес: очки должны продавать не какие-то заморские корпорации, а местное население, чтобы генерировались рабочие места. Вдохновляет? Пожалуй, несколько в ином смысле, нежели коллажи Эделькорт.

Очки за 1 доллар

Лукас Вервей вообще вывел на экран портрет селебрити-шефа Гордона Рамзи, чтобы показать, какие люди сейчас нужны в бизнесе. Рамзи не только виртуозно жарит яичницу, но и разбирается во всех смежных процессах, от клиент-сервиса до бухгалтерии. Он еще и предприниматель, разумеется. А узкие специалисты своего дела, которые считают, что они будут делать свою работу, а смежные подразделения — свою, скоро вымрут. Вымрут компании, где отдельно разрабатываются продукты, а отдельно и никак не согласованно ведутся продажи.

Лукас Вервей (Lucas Verweij)

Лукас Вервей (Lucas Verweij)

«Где деньги?» — спрашивает на одном из слайдов бизнесмен-антигерой из темного прошлого. У такого типа, который думает, что, если подкрутить какой-то краник или вмонтировать кнопочку на сайт, тут же вырастут продажи, масса реальных прототипов. Именно таких докладчики конференции при помощи отрезвляющих пощечин переводят на новые рельсы. Деньги, разъясняет докладчик, находятся там же, где интересы аудитории, там же, где релевантность. Иными словами, зарабатывать в будущем сможет тот, кто сумеет оказываться релевантным вновь и вновь, какие бы кардинальные изменения ни происходили: виртуализация дома, переход от обладания к долевой экономике или что-нибудь еще. Вымрут компании, где материальные ценности важнее идей, иерархии важнее нетворкинга, формальное руководство важнее взаимопомощи, структуры важнее процессов. Вымрет дизайн ради дизайна, красота ради красоты, вдохновение ради вдохновения. Докладчики так и озаглавили все сказанное — R.I.P. Design. В надежде, что понимающая публика перефокусируется с вдохновения на смыслы.

Благодарим агентство Creapro и лично Татьяну Стаховскую за возможность стать лучше.

Партнеры конференции: Посольство Королевства Нидерландов, компании KLMAEGHelenMarlen

Теги:
дизайндизайн-менеджмент []

Комментарии (0)

Оставить комментарий