Войти Регистрация

Дизайн
Автор: Анна Кислицкая

То, что надо

Часто это лучше всего знает не дизайнер, а менеджер

design1/2015/10/08/bazovyie-veshhi/

Сейчас модно все патриотичное, украинское. Настолько модно, что даже если нелогично, неестественно и не лепится…

Сейчас модно все патриотичное, украинское. Настолько модно, что даже если нелогично, неестественно и не лепится — все равно надо. Будто тех, кто не прописывает в ТЗ к стулу предвыборную речь о важности корней и глубине смыслов, автоматически исключают из большого реалити-шоу «Украинский дизайн».

Однако существует и другая гипотеза: первичными при создании дизайна должны быть потребности людей, для которых делаются те или иные предметы. Особенно если речь идет о массовом дизайне. О том, как создается украинский промышленный дизайн, минуя бетонно-вязаный хендмейд и мейнстрим патриотизма, читайте в интервью с основателем компании WOO Дмитрием Слиньковым.

Дмитрий, в эту пятницу ты презентуешь WOO в рамках Pop-Up Store TOP10 х САЛОН. Компания пока мало известна на рынке, хотя и существует уже почти 2 года, просто все это время — тайно. Расскажи, кто ты, откуда и зачем вообще пришел в странный мир украинского дизайна.

Оба мои деда — столяры. Но не по профессии, это было скорее хобби, для выходных и пенсии. И я с детства крутился в их мастерских, ассистировал. Какое-то время мой отец тоже занимался созданием мебели. Причем отнесся к этому со всей серьезностью: купил станки, материалы, оснастил цех. Но однажды утром он приехал на работу — а там пусто, все вынесли. Скорее всего, те, кто сдавал ему помещение в аренду. На металлолом, наверное, ушло. Отец в это дело не вернулся. Зато меня идея создания мебели не отпускала. Когда учился в университете на экономиста, решил попробовать воплотить давнюю мечту. Нарисовал пару предметов и решил реализовать. Отнес на один киевский завод, показал конструкторам со словами: «Вот, у меня гениальная идея — ножки из металла». Они ответили, мол, давай нормальный чертеж, посмотрим. «Нормальный чертеж» взяли в работу, делали долго, сложно и при этом «как-нибудь», а ведь металлическую часть нужно было соединить со стеклянными элементами, деревом. Как это все сделать, они не знали, на этом все и остановилось. Потом была учеба, работа менеджером, другие бизнес-проекты. Вернулся к теме дизайна только через 8 лет, в 2014 году. Но в этот раз подступиться решил не с эскизов, а для начала поехал на выставки.

Дмитрий Слиньков, Woo

То есть ты не стал придумывать стул, а отправился посмотреть, что делают другие?

Я все же менеджер, организатор, а не художник. И когда я вернулся к идее дизайна, я понял, что моей ошибкой было смотреть на это с точки зрения художника. Каждый должен заниматься своим делом, тем, в чем он лучший. На производстве WOO много этапов и процессов, в них задействованы разные специалисты, и я потратил много времени, чтобы найти лучших.

Первая выставка?

Парижская Maison & Objet. Почему? Во-первых у меня там родственники живут, во-вторых, погуглил. Обошел всю выставку, магазины. Специально выбирал разные сегменты, смотрел, что как продается, что создают, что популярно. Потом вернулся в Украину и начал знакомиться с дизайнерами, предлагать им сотрудничество. Стандартное предложение звучало приблизительно так: «Я создаю производство дизайнерской мебели. Пока нет ни названия компании, но логотипа, ни сайта. Но мне нравятся ваши работы, давайте попробуем что-то сделать вместе. Есть два варианта оплаты. Первый вариант — вы создаете дизайн, а я его у вас покупаю. Второй вариант — роялти от продаж с сохранением авторства». Никто не попросил денег, все хотели поучаствовать в процессе. Дизайнеров находил черезBehance и Facebook.

Конечно, я не искал дизайнеров, которые просто хотят что-то там свое сделать. У меня уже была концепция того, что я буду производить, и я искал людей, которые смогут создавать дизайн предметов именно в этом стиле. Многие относились со скептицизмом к этому предложению, а те, кто соглашался на сотрудничество, не всегда соответствовали требованиям. Иногда потому, что их дизайн не соответствовал концепции, иногда потому, что их идеи банально нельзя было реализовать — немного мешали законы физики.

Первым, кто согласился и поверил в мою идею, стал дизайнер Игорь Лугерин. Когда был готов первый стул, уже было о чем говорить, что показывать. Тогда же мы познакомились с Дмитрием Козиненко. Он создал уже несколько предметов для WOO, и мы продолжаем с ним активное сотрудничество. Дмитрий нас сейчас очень хвалит, говорит, мало кто в Украине так заморачивается над качеством.

Дмитрий Слиньков, Woo

Дмитрий Козиненко точно разбирается в качестве. Впрочем, делать, как итальянцы, в Украине уже научились. Проблема в другом: как производить не только качественную, но и оригинальную продукцию?

Это наша основная задача — создание качественного и оригинального дизайна. Именно поэтому мы работаем с такими дизайнерами, как Дима.

WOO — бизнес. Это значит, что ты собираешься зарабатывать деньги на украинском дизайне. Каким образом?

Конечно, это бизнес. И заработать в нем можно на продажах готового предмета. Я вижу эту модель, она естественным образом меняется и развивается параллельно с тем, как мы наращиваем опыт, узнаем о производстве.

Рынка современной архитектуры практически нет. Худо-бедно существует рынок дизайна интерьеров, а рынок промышленного дизайна сейчас только зарождается. По улицам ходят миллионы людей, которые понятия не имеют о его существовании. Как ты собираешься решать эту проблему?

Да, рынок очень молодой, но потенциал у него огромный. В том числе благодаря курсу доллара. Когда-то на этом же выиграла IKEA. К тому же, когда я был на выставках, у меня была задача понять, какие предметы будут лучше продаваться. Стенды успешных производителей видно сразу.

Без правильного маркетинга тут не обойтись.

Именно. Кроме того, я сразу думал о стиле и ассортименте, который будет востребован. Есть базовые вещи, которые люди покупают в квартиру: кровать, стол, стул. Мы начали с барного стула, но это тоже оправдано, поскольку стали популярны дизайнерские бары и рестораны. Впрочем, сейчас я понимаю, что не с него нужно было начинать, а с того, что люди покупают. Сейчас отталкиваемся от потребностей покупателей: разработали четыре стола, готовим линейку комодов, кроватей.

Дмитрий Слиньков, Woo

Теперь поговорим о цене. Украинский предметный дизайн стоит довольно дорого, и это точно не приближает его к покупателю. Причина проста: хендмейд малыми партиями из экспортируемых материалов. Делать здесь и продавать в Европе — так поступают те, у кого получается создавать что-то оригинальное и хорошее, Цена при этом для европейцев вполне подъемная, а вот для украинцев уже запредельная. А вот как продать здесь светильник украинского дизайнера за 500 евро, пока еще не очень понятно. В любом случае популярности на нашем рынке такая цена не обещает. А значит, идея создавать дизайн по запросу и исходя из потребностей ломается.

Прежде всего, конечно, идем от потребности. Потом определяем, какой дизайн будет пользоваться спросом, в каком стиле нужно сделать предметы. Мы начали с создания доминирующих предметов, под которые нужно подстраивать интерьер. Сейчас же я понимаю, что нужно создавать предметы менее кричащие, способные выглядеть хорошо в различных интерьерах и при этом сохранять индивидуальность. И вот третий вопрос — цена. Она действительно ставит в тупик. Причины в целом понятны. К примеру, какой-нибудь европейский аналог нашего стула, который мы оценили в 5900 гривен, за рубежом стоил бы от тысячи евро. Причем в обоих случаях будет проведена сложная и высокотехнологичная работа производителя. Мы часто формирует цену исходя из подобных соображений, потому наши конкуренты на украинском рынке стоят дороже. Для нас же сейчас актуальна другая проблема: мы хотим создать доступный продукт, но не хотим, чтобы покупатель думал, что этот продукт некачественный, потому что он дешевле.

Тут ведь вот еще в чем вопрос: ты хочешь 300% на нем заработать или хочешь, чтобы его покупали?

Все просто: мы хотим, чтобы люди, которые живут в нашей стране, покупали вещи, которые производятся в нашей стране. При этом вещи должны быть по качеству не хуже иностранных. Поэтому ценообразование должно учитывать возможности покупателя. Мы закладываем минимальную прибыль. Кроме того, что чем больше партия — тем меньше цена. Сейчас мы произвели достаточно предметов, чтобы представить их в основных магазинах. Но мы по-прежнему работаем и под заказ. Параллельно создается интернет-магазин, он будет запущен уже в конце этой недели. Следующий этап — открытие собственного шоу-рума.

Создание конкурентоспособного дизайна и последующее замещение им иностранной «предметки» на украинском рынке — вполне достижимая цель.

Дмитрий Слиньков, Woo

С такими амбициями нужен ассортимент. Ты продолжаешь искать новых дизайнеров для сотрудничества?

Пока с нами работают два дизайнера, но мы в постоянном поиске и открыты к сотрудничеству. В WOO есть конструктор, маркетолог, партнеры по работе с материалами и станками. Все делается на том же уровне и такими же методами, как и во всем мире.

Woo — это исключительно бизнес-проект или компания ставит перед собой цель развивать украинский дизайн?

Думаю, дизайн не имеет привязки к географии. Человек должен в любой точке мира посмотреть на предмет и понять его. Это как со временем: знак бесконечности в логотипе и названии компании означает вневременность дизайна. И его свободу от определенной точки на карте.

Значит, все сегодня идут в сторону идентичности, а WOO — в противоположную?

Глобализация в дизайне началась давно. Думаю, дизайн должен быть универсален. По крайней мере, это наш путь и то, как мы к этому относимся. То, что мы делаем,— это украинский дизайн: он придуман нашими дизайнерами, производится в Украине украинскими мастерами, он оригинален, это не фейки и не копии. Но специально выдумывать национальную привязку мы не намерены.

Что отличает предметы, производимые WOO?

Это три обязательных и равнозначных по важности принципа. Первый — натуральные материалы и дизайн, демонстрирующий их красоту. Второй — современное производство: мы постоянно следим за обновлениями в этой области. Наконец, универсальный дизайн, функциональный и в то же время несущий идею, понятную потребителю.

 Фото Андрей Посонский

Теги:
предметный дизайнукраинский дизайн

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.