Войти Регистрация

Дизайн

Без национальной принадлежности

Что происходит, куда все идет и чем может закончиться? Интервью с дизайнером Алексеем Искосом

design1/2016/03/10/bez-naczionalnoj-prinadlezhnosti/

25 лет назад харьковчанин Алексей Искос переехал из совка в Данию, вместе с другим эмигрантом из Питера, Борисом…

25 лет назад харьковчанин Алексей Искос переехал из совка в Данию, вместе с другим эмигрантом из Питера, Борисом Берлиным; 5 лет назад основал студию дизайна Iskos-Berlin, которую сейчас знают во всем мире. Что-то здесь не так или не все так просто, подумали мы и решили узнать у Алексея, что именно и как. 

Как живется харьковскому и питерскому дизайнерам в датской эмиграции?

Очень хорошо живется. Мы занимаемся любимым делом, наша студия успешна. Я покинул мир совка, который был мне совершенно чужд, и покинул не для того, чтобы возвращаться. В Данию я попал довольно случайно, не зная об этой стране практически ничего. Мне было важно не то, куда ехать, а откуда уехать. И вовсе не потому, что мне не нравилась Украина сама по себе – я очень не любил систему. Сейчас живу с семьей в Копенгагене, совершенно счастлив и не страдаю фантомными болями о потерянной родине. Хотя Майдан произвел на меня очень большое впечатление. За 25 лет я дважды был в Украине и вот еще раз, на днях в Киеве читал лекции.

Почему ваш дизайн популярен, в чем секрет успеха студии?

Я изучил и полюбил датский дизайн, и нас считают датскими дизайнерами, но что-то свое мы все же добавили. Мне кажется то, что мы делаем,  понятно для всех, в этом нет особенной национальной принадлежности. А еще, мы очень много работали, и у нас не было желания или возможности отступать.

Кого вы считаете самыми лучшими производителями мебели в Европе сегодня?

В Европе лично мне больше всего нравится Vitra. В Дании есть свои очень сильные компании – HAY, Muuto, Norman Copenhagen. Нам интересно с ними работать.

Вообще, мне кажется, что в 80-е в Дании был некоторый застой в отношении дизайна, два поколения дизайнеров находились под очень сильным влиянием предыдущей золотой эпохи Арне Якобсена и иже с ним, но это нормально – за подъемом часто следует спад. И вот во времена спада, когда нужно было менять политику, когда старые компании не успевали за темпами изменений, появилось много молодых, сейчас они на подъеме.

Что сейчас модно, какие тренды вы могли бы отметить?

Мы не следим за трендами – мы просто делаем то, что нам самим интересно. В мире уже создано очень много всего, иногда думаешь – неужели это кому-то еще нужно. За два дня выставки в Милане это понимаешь: переизбыток, перепроизводство, изобилие. Не только предметов, но и направлений, трендов. Казалось бы, ну что тут можно еще придумать! Но уже на третий день пытаешься вспомнить, а что хорошего-то ты видел? С трендами проще, чем с действительно хорошим дизайном, на него мода не проходит и смены он не боится. Это как с книгами или анекдотами: их миллионы, миллиарды, но хорошей книге и хорошей шутке всегда найдется место.

Вы часто посещаете выставки?

Стараюсь бывать реже, сейчас где-то 3-4 раза в год на основных выставках.

Тусовки ради или вам, правда, интересно, какие диваны привезли в этом году в Милан?

50 на 50: это часть моей работы, но также и дань тому обществу, в котором я вращаюсь. Зачастую эти выставки – единственный шанс встретиться с друзьями, коллегами и партнерами.

Компания Iskos-Berlin занимается предметным, графическим и индустриальным дизайном. Предметы дизайна студии, производимые самыми известными мебельными компаниями Дании и Европы, занимают призовые места на гонках дизайнерской мысли. Вот некоторые из знаменитых работ студии.

Можете назвать самые дизайнерские страны на сегодня?

Мне кажется, что раньше дизайн развивался от одной географической точки к другой. Была мода на итальянский дизайн, потом пришла мода на скандинавский, немецкий, свое взял голландский дизайн. Но сегодня, на мой взгляд, границы стираются, во всяком случае на Западе. Люди рождаются в одной стране, получают образование в другой, а работают в третьей.

А как же Азия?

Даже японский дизайн, оказавший большое влияние на мировой, более не является исключительно японским –  его впитали разные страны и студии.

Вам интересно то, что происходит в сфере дизайна в Украине?

Да, мне было приятно пообщаться с дизайнерами во время пребывания в Киеве, приятно увидеть существенные изменения к лучшему: и в отношении качества, и в отношении разнообразия, в частности, в дизайне интерьеров. Появилось гораздо больше интересных работ в графическом дизайне, интересной упаковочной продукции.

И на что украинские дизайнеры жаловались больше всего?

На экономику, конечно. И на отсутствие производства. Без производства создавать промышленный и индустриальный дизайн очень тяжело. Думаю, украинский графический дизайн в этом смысле гораздо быстрее и эффективнее развивается – он потянет за собой и промышленный дизайн.

Падение курса гривны, конечно, негативно отразилось на экономике, но также это позволяет наполнять украинские интерьеры предметами местного производства, например:  создать под заказ для ресторана серию из 10 оригинальных стульев. В Европе такое редко встретишь, в интерьеры ставят то, что уже существует, мебель под заказ – большая роскошь.

Украинский дизайн проходит естественные этапы развития. Ничто не появляется легко, быстро и без труда.

Как на счет айдентики? Стоит ли нам искать вдохновения в традициях прошлого или нарочито создавать национальную привязку для нового дизайна?

Мне трудно давать советы. Лично мне, не забывая своего совкового прошлого, больше нравится смотреть в будущее.

Дошел ли европейский дизайн до уровня развития "искусство ради искусства"?

В первую очередь, дизайн – это решение каких-то вопросов, удовлетворение или создание новых потребностей. Но, по-моему, что в хорошем дизайне всегда есть что-то еще. Мы это называем storytelling (прим. рассказывание, повествование). Как это будет по-русски?

Каковы ваши главные профессиональные разочарования?

Нельзя создать идеальный стул, жизнь развивается и изменяется, сегодняшний идеал поблекнет завтра. Поэтому нет смысла разочаровываться в том, что создал. Можешь – сделай лучше, учись, расти.

Как вы думаете, что будет с дизайном в ближайшие 10-20 лет?

Экологичный дизайн набирает силу. Надеюсь, – это не мода, а долгосрочный тренд. 

Теги:
предметный дизайнграфический дизайнинтервью [{"MIGX_id":"5","description":"\u0421\u0442\u0443\u043b soft edge \u0434\u043b\u044f HAY, 2015 \u0433\u043e\u0434","image":"content\/categories\/design\/01march2016\/softedge-collection-(1).jpg"},{"MIGX_id":"1","description":"\u0421\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a dancing \u0434\u043b\u044f MENU, 2014 \u0433\u043e\u0434","image":"content\/categories\/design\/01march2016\/dancing-pendant-location-02.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"\u0421\u0442\u0443\u043b just \u0434\u043b\u044f NORMANN COPENHAGEN, 2013 \u0433\u043e\u0434","image":"content\/categories\/design\/01march2016\/just-chair-interior-4.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"\u0414\u0438\u0432\u0430\u043d macaroon \u0434\u043b\u044f VERSUS, 2013 \u0433\u043e\u0434","image":"content\/categories\/design\/01march2016\/macaroon-earth-2.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"\u0421\u0442\u0443\u043b zeus (sitting) \u0434\u043b\u044f SCULPTURAL FURNITURE SE 2012\u2033, 2012 \u0433\u043e\u0434","image":"content\/categories\/design\/01march2016\/zeus-1.jpg"}]

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.