Войти Регистрация

Дизайн
Автор: Катерина Ошемкова

Какая дикость?

В начале года на парижской выставке Maison & Objet был объявлен новый глобальный тренд. По мнению Франсуа Бернара, главы тренд-агентства Croisements, наше будущее можно охарактеризовать одним словом — «дикий»

design1/2016/03/18/kakaya-dikost/

Какая концепция скрывается за сформулированной вами тенденцией? Мы думаем, что Wild — интересная тема для обсуждения,…

Франсуа БернарКакая концепция скрывается за сформулированной вами тенденцией?

Мы думаем, что Wild — интересная тема для обсуждения, способ поговорить о природе, не цивилизованной, а той, что была до появления человека. Почему? Потому что лес для современного человека — дикое, но безопасное место, пространство, в которое мы стремимся, чтобы подышать свежим воздухом и помедитировать. Лес утратил свою угрожающую силу и превратился в место, где мы воссоединяемся с собой. Но так было не всегда. Такая же перемена в восприятии произошла и с городскими пустырями. В 1960-х годах они часто появлялись в итальянском кино. Там было очень опасно, орудовали банды. Сейчас это пространства биоразнообразия, там можно изучать растения, насекомых и даже диких животных. Например, недавно я ехал из аэропорта в Париж и видел лису. На окраине Парижа! То есть природа стала для нас олицетворением дикого духа, который мы приветствуем сегодня в черте города и за его пределами. И это еще одна причина, по которой мы хотим «дикое». И, наконец, третий фактор, из-за которого была выбрана именно эта тема для нашей инсталляции. Сейчас наблюдается особый интерес к духам, шаманизму, анимизму — культуре, связанной с природой, священной без богов… Возьмем, к примеру, маски. Даже здесь, на Maison & Objet, их немало. У людей появилась тяга к атрибутам ритуалов. Что же случилось? В современном обществе эмоции, чувства получают все большее значение. И это признак постмодерна, потому что эпоха модерна была связана с рационализмом, картезианским мышлением. В постмодернистском обществе эмоции находятся в балансе с рациональностью. Мы видим это в фильмах, декоративном искусстве. Магическое, даже что-то нечеловеческое, метаморфозы человека и животных становятся поводом для появления новой графики, форм… Лес, дикость внутри городов, изменение в отношении к природе от опасного к священному — три аспекта, составляющие тренд wild. То есть дикий — это не только о природе, лесе, горах, но и о том, что есть в городе, что есть в нас. О том, чтобы жить как животное, всеми чувствами. Не только головой и глазами, но и носом, пальцами… Какое количество различных поверхностей, фактур вокруг!

Еще один тренд, который мы наблюдаем на протяжении десяти лет, — это популярность небольших хижин в лесу, на природе. На эту тему уже есть исследования, выпущены книги. Речь идет всегда об одном — о месте для медитации, для воссоединения с собой, с природой. Когда мы говорим «природа», то подразумеваем что-то относящееся не к цивилизации, а к космосу, к духу, это вид неопантеизма.

Все, о чем вы говорите, было уловлено вами в воздухе. Чего же больше в вашем занятии — трендвотчинга или трендсеттинга?

Я думаю, что речь идет о трендвотчинге. Потому что наши размышления основаны на исследованиях в области социологии, эстетики, дизайна. В этом контексте можно даже говорить о пище: сегодня наблюдается повышенный интерес к сырым продуктам. А также о натуральной косметике. В США, например, есть косметический бренд, который не только создает свою продукцию из природных ингредиентов, но и производит ее прямо на месте произрастания тех или иных растений. Поэтически их намерения можно сформулировать как желание поймать энергию природы и дикой жизни и сделать из нее эликсир. Мы окружены новыми технологиями, природа стала одомашненной, превратилась в «сервис», служащий человеку и приносящий ему прибыль. И это одомашнивание становится все менее и менее естественным, отходит все дальше от истинной природы. Поэтому люди подспудно стремятся воссоединиться с изначальной природой, с теми, кем мы были когда-то и хотим стать снова. Конечно, мы не можем не думать о биотехнологиях, биомеханике применительно к человеку.

Мы все одновременно поражены, напуганы и увлечены всеми этими комбинациями технологий и биологии. Но кто может с уверенностью утверждать, что миром не завладеют машины, а человечество не исчезнет? В этих обстоятельствах Wild — это то, чего не коснулись биотехнологии или искусственный разум, что-то настоящее. Ведь это главный вопрос, который волнует каждого из нас: каким будет будущее? Инсталляция Wild — это вдохновение, которое может превратиться в тренд, потому что сформулированный здесь вопрос — настоящий, реальный и касается каждого. Поэтому, да, это не трендсеттинг, а трендвотчинг, может, даже трендаскинг.

Сколько времени требуется тренду, чтобы сформироваться?

С того момента, когда мы начинаем исследование (а это настоящее исследование, которое мы проводим на основании своей интуиции), формулируем тему, и до того момента, когда рынок ее подхватывает, проходит, как правило, около трех лет. Если вы посмотрите на коммерческие тренды, заявленные на выставке, — мягкость, бархат, округлые формы, модернизм, унаследованный от 1950–1960-х, — это то, что будет в тренде следующие полгода. Мы же говорим о том, что преобразует нашу жизнь в будущем. Она будет меньше основана на памяти, модернизме, больше — на чувствах, физических аспектах и эмоциональности. Я не хочу сказать, что произойдет коллапс предметного мира, нет. Но возникнет потребность в чем-то более важном и естественном для человека. Вы упоминали о шаманизме.

Предрекаете ли вы дизайнерам роль шаманов?

Шаманизм, о котором я говорил, — это одна из разновидностей неопаганизма. Различные символы. элементы, которые нас окружают, имеют способность объединять нас с невидимым миром. Все эти фантастические, магические вещи, которые становятся реальными благодаря фильмам. Сейчас на эту тему снимается столько сериалов, что можно смело утверждать, что это примета нашего времени. Фантастика, иррациональность, магия — вот что интересно людям сейчас. Когда я говорил о шаманизме, я имел в виду тех богов, которые населяют природу согласно религии анимизма. Это все связано с нашим воображением, с вещами, которые особенно привлекают сейчас. И это то, что вдохновит завтра дизайнеров на создание чего-то нового. Вы слышали о графическом дизайнере Джеоффе МакФетриджейсе (Geoff McFetridgeis), который работал с немецким мебельным брендом e15? Его графика вдохновлена культурой индейцев. Это история о Большой Ноге — могучем великане со шкурой волка на плечах. Вот к таким вещам наблюдается сегодня эмпатия. И нам кажется, что именно в этом направлении будет развиваться наше будущее. Но это лишь один из вариантов развития событий.

Фото Maison & Objet

Теги:
дизайнинтервью [{"MIGX_id":"1","description":"\u0424\u0440\u0430\u0433\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0430\u043b\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438 Wild. \u0424\u043e\u0442\u043e Govin Sorel","image":"content\/categories\/design\/kakaya-dikost\/espace-influence-wildgovinsorel-36.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"\u0424\u0440\u0430\u0433\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0430\u043b\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438 Wild. \u0424\u043e\u0442\u043e Govin Sorel","image":"content\/categories\/design\/kakaya-dikost\/moj16-d4s6636-aet.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"\u0424\u0440\u0430\u0433\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0430\u043b\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438 Wild. \u0424\u043e\u0442\u043e Govin Sorel","image":"content\/categories\/design\/kakaya-dikost\/espace-influence-wildgovinsorel-33.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"\u0424\u0440\u0430\u0433\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0430\u043b\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438 Wild. \u0424\u043e\u0442\u043e Govin Sorel","image":"content\/categories\/design\/kakaya-dikost\/espace-influence-wildgovinsorel-46.jpg"},{"MIGX_id":"5","description":"\u0424\u0440\u0430\u0433\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0430\u043b\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438 Wild. \u0424\u043e\u0442\u043e Govin Sorel","image":"content\/categories\/design\/kakaya-dikost\/espace-influence-wildgovinsorel-44.jpg"}]

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.