Войти Регистрация

Дизайн
Автор: Андрей Пузанов

Капиталистические соревнования

Дизайнеры любят и ненавидят конкурсы: они питают амбиции, но требуют порой невероятных усилий. Как сделать конкурсы полезными не только для инвесторов и организаторов, но также для дизайнеров и публики?

design1/2016/04/19/kapitalisticheskie-sorevnovaniya/

От перелета через Атлантику до «Красной точки» Конкурсы случаются не только в сфере дизайна. Всем известны как…

От перелета через Атлантику до «Красной точки»

Конкурсы случаются не только в сфере дизайна. Всем известны как забавные соревнования по поеданию пирожных, так и серьезные премии, вошедшие в историю. Так, Чарльз Линдберг, что первым перелетел через Атлантику в одиночку, боролся за приз в размере $25 тысяч, предложенный в 1919 году нью-йоркским бизнесменом Реймондом Ортейгом. Причина столь щедрого по тем временам финансирования? Ортейгу как владельцу отеля в Новом Свете было важно доказать, что коммерческий перелет из Парижа в Нью-Йорк — реальная опция, а не безумная фантазия.

Конкурсы и призы в идеале призваны решать конкретные проблемы, либо генерируя новые идеи, либо создавая прототипы и пилоты продуктов, либо же просто привлекая внимание к глобальным проблемам и стимулируя сдвиги в массовом сознании. Некоторые, как Нобелевская премия, отдают должное работе, которая уже была проведена. Другие, вроде «Охотников за астероидами» NASA, призывают участников искать инновационные решения. Порой же конкурсы попросту позволяют в кратчайшие сроки собрать информацию по малоизученной проблематике. Бывают у конкурсов и самые что ни на есть коммерческие задачи. Самое популярное телешоу в Швеции — музыкальный конкурс Melodifestivalen, в ходе которого выбирают национального выдвиженца на «Евровидение». Иные цели у международных спортивных состязаний. Их появление стало важным этапом в формировании национальной идентичности, особенно у безгосударственных наций, стремящихся к независимости. Пример тому — финская сборная, отказавшаяся на лондонской Олимпиаде 1908 года маршировать под российским флагом, индийские хоккеисты, чьи многочисленные олимпийские победы опередили суверенитет, или длительное противостояние Японии и Кореи. Характерно, что конкурсы дизайна наследуют конкурентно-спортивные принципы: стремление доказать, кто является истинной «дизайн-нацией», порождает ряд сугубо национальных конкурсов и призов, которые не могут достаться иностранцам, вроде американской награды National Design Awards или немецкого German Design Award.

Реставрация отеля Ace Hotel в Лос-Анджелесе — проект калифорнийских архитекторов Commune, победивших в американском конкурсе National Design Awards в категории «Дизайн интерьеров». Раньше награда доставалась не только американцам, но с недавних пор присуждается лишь резидентам США

Спасение Сиднейской оперы

Сегодня дизайн-конкурсы все чаще используют, чтобы придумать дизайн чего угодно: от компьютерных игр и электронных правительств до продуктов, зданий и ландшафтов. Помогают ли конкурсы выявить таланты? Влияют ли на общий уровень креативности? Развивают ли профессионализм участников или истощают их? Наконец, что получает широкая общественность? Именно такие вопросы затрагивались на конференции «Переосмысление дизайн-конкурсов», организованной Гарвардским университетом. Сильвиа Бенедито, тамошний профессор ландшафтной архитектуры и практикующий урбанист из берлинского бюро OFICINAA, выдвинула в отношении профессиональных конкурсов своеобразный манифест. Профессор Бенедито уверена, что нужно навсегда избавиться от слова «идеи» в названиях конкурсов. Ведь дизайн всегда связан с идеями, это и есть смысл профессии. По аналогии автор манифеста требует вычеркнуть слово «социальный» из конкурсов по созданию социального жилья. Никакое другое жилье, уверена она, в ходе конкурсов появляться не должно.

Всемирный фестиваль интерьеров Inside пройдет в Берлине в ноябре и будет посвящен гибким интерьерам-кроссоверам. Событие будет проходить параллельно со Всемирным архитектурным фестивалем (WAF)

Конкурсные проекты, считает Бенедито, должны быть столь же хороши, как и жюри. Вспоминается случай с Сиднейской оперой, когда конкурсный проект Йорна Утзона, некорректный технически, был спасен Ээро Саариненом. Жюри отклонило дизайн, который сегодня признан гениальным, но с запозданием вошедший в жюри Сааринен заверил коллег, что великая архитектура — это не технические принципы, а возможность вдохновлять людей. И настоял на проекте Утзона. По мнению госпожи Бенедито, дизайн — это язык со своим лексиконом и грамматикой, но им владеют не все. Широкая публика не умеет читать чертежи, и с ней нужно коммуницировать в более популярной манере. Перевод с технического языка на общедоступный крайне важен. Так, некоторые немецкие конкурсы не принимают визуализации, ведь они не говорят правды о проекте. Участие в конкурсе, убеждена профессор Бенедито, это сервис, который должен быть адекватно компенсирован, ведь профессионалы тратят массу средств на обучение. Наконец, госпожа Бенедито провозглашает важный постулат о воплощении. Конкурсы нужны не столько для того, чтобы поднимать важные вопросы. Прежде всего они должны изменять мир. К примеру, всеевропейский конкурс-биеннале Europan Europe для архитекторов моложе 40 лет, расширив роль жюри, справляется с оговоренной задачей: тут судьи отвечают за реализацию проектов-победителей.

Проект по очистке океанов от мусора Ocean Cleanup — победитель прошлогоднего Index: Award

За глобальность мышления

Если организаторы не будут давать участникам резоны поддерживать конкурсы, сама их концепция может себя дискредитировать. Американский Van Alen Institute не только опросил 1414 дизайнеров из 65 стран мира об отношении к конкурсам, но и выдал рекомендации по их усовершенствованию. Трудно представить фирму, тратящую миллионы долларов на несбыточные предложения, однако именно таковы коллективные затраты отрасли. Так почему бы организаторам не ввести обязательную систему учета временных издержек? Что если дизайнеры начнут учитывать, сколько времени потратили на участие, и это станет частью заявки? Организаторам стоит докладывать, сколько коллективного труда приходится на конкретный конкурс. Всякое состязание — инвестиция в интеллектуальный капитал сотрудников, и подобная система поможет этот капитал измерить. Другой совет исследователей — постараться исключить ситуации, когда победителю достаются все лавры, стремиться предоставлять полезные возможности чуть ли не всем участникам, способствовать междисциплинарной кооперации дизайн-практиков с учеными, инженерами и художниками, а также мыслить как можно более масштабно, затрагивая глобальные темы. Отличный пример масштабного мышления — Index: Award, один из известнейших международных конкурсов дизайна с призовым фондом €500 тысяч. Его равномерно распределяют на пять категорий: тело, дом, работа, игры и обучение, сообщество. Организованный в Дании в 2005 году конкурс более чем актуален благодаря популярной теме: дизайн, который улучшает жизнь. Сегодня эта концепция взята на вооружение дизайн-сообществом: курсы рационального, или социального дизайна появились в учебных заведениях, а некоторые коммерческие дизайн-компании, например IDEO и fuseproject, стимулируют сотрудников посвящать часть рабочего времени экологической или гуманитарной работе. Index: Award демонстрирует альтруистам, что их усилия не тщетны, поощряя их материально и добрым словом. Конкурсы, которые позитивно влияют не только на карьеры участников, но и на всю отрасль, — золотой стандарт жанра.

Теги:
дизайнконкурсархитектура [{"MIGX_id":"1","description":"Реализованный конкурсный проект лесного госпиталя в Дании, Herzog and de Meuron ","image":"content/categories/design/kapitalisticheskie-sorevnovaniya/hdm-hospital-4-zoom.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"Реализованный конкурсный проект лесного госпиталя в Дании, Herzog and de Meuron ","image":"content/categories/design/kapitalisticheskie-sorevnovaniya/416-ci-1401-admission-discharge-web.jpg-fb261a1353913361.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"Реализованный конкурсный проект лесного госпиталя в Дании, Herzog and de Meuron ","image":"content/categories/design/kapitalisticheskie-sorevnovaniya/416-ci-1401-highly-installed-area-web.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"Реализованный конкурсный проект лесного госпиталя в Дании, Herzog and de Meuron ","image":"content/categories/design/kapitalisticheskie-sorevnovaniya/416-ci-1401-station-approach-web.jpg-48b3d536f1253fc8.jpg"},{"MIGX_id":"5","description":"Реализованный конкурсный проект лесного госпиталя в Дании, Herzog and de Meuron ","image":"content/categories/design/kapitalisticheskie-sorevnovaniya/new-north-zealand-hospital-di-herzog-de-meuron.jpg"}]

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.