Войти Регистрация

Дизайн
Автор: Анна Кислицкая

Станьте дети, станьте в круг

Несколько занимательных наблюдений с Design Week Lithuania

design1/2016/05/03/stante-deti-stante-v-krug/

Журналистика, как известно, это не профессия, а диагноз. Именно поэтому, отправившись на майские праздники в Литву,…

Журналистика, как известно, это не профессия, а диагноз. Именно поэтому, отправившись на майские праздники в Литву, журналист «Салона» не удержалась и решила зайти на открытие Design Week Lithuania, а заодно поприсутствовать на оглашении победителей конкурса дизайна Good Design, участие в котором принимали литовские дизайнеры (в основном студенты профильных вузов). И поскольку в Украине нет своего «дизайн уика» (не берем в расчет индустрию моды), понаблюдать за проведением максимально приближенной к нашей реальности недели гораздо полезнее, нежели за былинными лондонами и шанхаями. Полезнее, а не интереснее.

Предметы

В ратуше рядом с залом, где позже награждали победителей Good Design, в небольшой комнате, заполненной журналистами, дизайнерами и тусовщиками, поместили работы финалистов конкурса, то есть самое новое, модное и замечательное в современном литовском дизайне. Пришлось где-то по одному экспонату на десять посетителей: Литва – маленькая страна. Ни одного стула, несколько предметов упаковочной продукции, ювелирные изделия и принты.

Британцы

99% времени на открытии Design Week Lithuania использовался исключительно литовский язык, потому у журналиста было время полистать FORM. Оставшийся 1% времени заняла небольшая вступительная поздравительно-благодарственная речь от члена жюри конкурса из Великобритании Софи Даль, менеджера проектов компании Nesta, которая помогает в проведении различных творческих мероприятий в Европе. Поздравляя победителей, Софи подчеркнула, что с тех пор, как современный литовский дизайн появился на выставках в Европе, все больше экспертов говорят о высоком качестве, свойственном не только литовскому дизайну, но и всем предметам, которые изготавливаются в этой стране. Она также отметила высокий уровень мастеров по работе с деревом, расхваливаемый во всей Европе. И порекомендовала конкурсантам обращать больше внимания на дизайн для общественных пространств, поскольку «современный востребованный дизайн – это сервис».

IKEA

Журнал FORM #264

Листая тот самый FORM, посвященный литовскому дизайну, нельзя пройти мимо свежего интервью с директором Lithuanian Design Forum Аудроне Друнгилайте. Далее предлагаем вашему вниманию цитаты, вырванные из контекста, которые, тем не менее, наилучшим образом описывают то, что происходит внутри страны и что должно быть крайне интересно для нас.

«Думаю, достаточно сложно дать определение национальному дизайну Литвы. Дизайнеры много путешествуют,  а потому дизайн у них глобальный».

AUDRONĖ DRUNGILAITĖ

«Литва – сельскохозяйственная страна, и мы производим очень много для IKEA, поскольку наши мастера
хороши в работе с деревом, что позволяет реализовать предметы высокого качества за умеренную цену. К тому же литовский дизайн – это часто реинтерпретация чего-либо из прошлого, он сохраняет множество народных традиций, символизма. […] Все очень натурально, в нем прослеживается скорее схожесть со скандинавским дизайном, нежели с кричащим итальянским. Поскольку страна активно занимается производством и экспортом продуктов питания, многие дизайнеры нашли себя в создании упаковки для молочных продуктов, пива, конфет и хлеба».

«Вот уже лет пять мы обсуждаем создание организации, схожей с German Design Council, но проблема в том, что обсуждений очень много, а вот финансирования недостаточно. К тому же каждая из уже существующих организаций* хочет занять лидирующую позицию».

*Lithuanian Design Forum – лишь одна из литовских организаций в сфере дизайна. Называются они
приблизительно одинаково: центры, форумы, ассоциации. И у каждой свое одеяло, несмотря на то, что рынок один и тот же.

«Я думаю, что рынок дизайна в Литве есть, но у людей недостаточно знаний о национальном дизайне. Поэтому нужна целенаправленная политика по его продвижению […], люди должны гордиться литовским дизайном. Конечно, те, у кого дела обстоят хорошо, продаются на международном рынке и представлены в музеях за рубежом. Государство предлагает множество возможностей для молодых дизайнеров и стартапов. Министерство экономики заинтересовано в том, чтобы молодые люди могли основывать свои небольшие компании. Поскольку Литва очень маленькая страна, всего три миллиона жителей, мы не можем действовать самостоятельно. Студии, которые были основаны несколько лет назад и сейчас успешны, смогли развиться благодаря тому, что производят и работают не только на внутренний рынок, но и на международный. И это, по моему мнению, очень хорошо».

«Недавно Министерство экономики проводило очень интересную программу Innovation Vouchers, в рамках которой малым и средним предприятиям дали возможность на время трудоустроить молодых дизайнеров, заработную плату которым выплачивало государство. Многие компании участвовали в программе, но это лишь временная мера. Сейчас в министерстве готовят новую программу  Design LT. Однако единого плана развития индустрии пока нет, и потому наша главная задача – способствовать объединению различных организаций и создание единого плана, единой политики, чтобы избежать соперничества между этими организациями и министерствами, подтолкнуть стороны к сотрудничеству».

«Есть множество прекрасных примеров в других странах, но то, что сработало в Германии, не сработает в Литве. Дизайн-политика Люксембурга, например, заключается в привлечении как можно большего количества людей и создании для них списка рекомендаций. А British Design Council собирает информацию, ведет статистику, чтобы продемонстрировать степень влияния и важности дизайна».

«Я думаю, все понимают, что сейчас дизайн – это не только создание стула, это гораздо большее. Да, создать логотип или стул несложно, их легко объяснить покупателю, легко продать и легко заработать. А вот работать в общественном секторе сложно […]. Но нужно выходить из своей зоны комфорта, действовать иначе».

Design Magazine Form, #264

И в завершении мы не предложим читателю выводы, поскольку они слишком очевидны. 

Теги:
предметный дизайнвыставка [{"MIGX_id":"1","description":"Обучающая платформа для детей Forest, дизайн Аудроне Друнгилайте","image":"content/categories/design/0001may/12.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"Обучающая платформа для детей Forest, дизайн Аудроне Друнгилайте","image":"content/categories/design/0001may/7.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"Модульная вешалка VIJOKLIS, дизайн Аудроне Друнгилайте","image":"content/categories/design/0001may/43.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"Модульная вешалка VIJOKLIS, дизайн Аудроне Друнгилайте","image":"content/categories/design/0001may/33.jpg"}]

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.