Войти Регистрация

Дизайн
Автор: Анна Кислицкая

Кроме патриотизма

Арфы нет — возьмите бубен! Статья о маркетинге украинского предметного дизайна, которого пока нет. Но фантасты прошлого века стучат снизу и напоминают, что так происходит всегда: сначала об этом пишут, а уж потом это появляется

design1/2016/05/23/krome-patriotizma/

Микромаркетинг для украинского рынка дизайна еще не придуман. Потребители стеснены в финансовых возможностях,…

Микромаркетинг для украинского рынка дизайна еще не придуман. Потребители стеснены в финансовых возможностях, рынок скован сложносочиненными законами, созданными для максимального «удобства» ведения малого бизнеса. И в этом смысле хоть с чем-то у нас все сошлось, как говорил классик дадаизма Ги Дебор. Все плохо, но нужно что-то делать. Несколько украинских дизайнеров из числа успешных «что-то делают», и у них неплохо получается. Получается быть известными и успешными в Украине и в Европе, продавать себя уже как бренд, быть пусть и немного, но именем нарицательным. Как эти дизайнеры продают себя, почему у них получилось, а у многих других — нет, читайте далее.

Катерина Соколова, дизайнер, основатель и креативный директор SOKOLOVA design studio

Как вы стали известны и как себя рекламируете?

 Я давно работаю с Jarre Technologies. Они нашли меня на Behance, поскольку мой концепт набрал много лайков и разошелся по сети. С другими европейскими производителями было иначе: я сама отправляла им свои концепты. Так было со светильниками для французской компании Forestier. Это потом уже французская компания повезла мои светильники на выставку в Париж, и о них стали все писать. Но поначалу я сама искала возможности продавать свои предметы, сама находила тех, кого они заинтересуют. Так, собственно, поступают многие молодые европейские дизайнеры, это в порядке вещей: создавать концепты и искать тех, кто готов воплотить их в жизнь. Такой подход для многих дизайнеров — практически единственный способ выйти на производителя.

Если говорить об украинском рынке, то здесь сработало то, что меня уже знали за границей. Facebook тоже делает свое дело: публикуешь новый концепт, он тут же расходится по соцсетям, его подхватывают медиа. Это доходит до производителей. На том же Behance меня нашли украинские стартаперы из IT-сферы, сейчас с ними сотрудничаем.

Можно найти производителей, засветившись на выставке. Так повезло студии Александра Мукомелова. Однако экспонируемый предмет должен быть продуман до мелочей и готов к серийному производству. Правда, это не всем по карману: участие в выставках, которые действительно могут привести к знакомствам и клиентам, например в Миланской, стоит немалых денег. Туда нужно везти не какие-то абстрактные проекты, а выверенные продукты. Можно, конечно, сделать сумасшедший арт-объект, и тогда тебя везде напечатают и твое имя узнают. Все зависит от цели.

Можно ли назвать вас финансово успешным дизайнером?

Пока что основную прибыль мне приносит сотрудничество с Jarre Technologies. Роялти от Forestier, учитывая, что мы только начали сотрудничать, пока весьма скромное. Я не продаю и не занимаюсь самостоятельно производством, за исключением птичек Tweety. Я бы очень хотела производить что-то сама, но пока нет партнеров, которые были бы готовы взять на себя организационные вопросы, а я слишком занята проектной деятельностью.

Постреволюционная мода на все украинское — наш первый национальный тренд. Неплохой, хоть и стихийный маркетинговый ход. Как вам движение Made in Ukraine и как его стоит использовать?

Мне очень нравятся фестивали и выставки украинского дизайна, которые становятся популярны сейчас. И это очень важно, что украинские потребители поддерживают моду на Made in Ukraine. К сожалению, это движение не так популярно среди производителей, но уже есть примеры, когда люди и компании, которые раньше занимались экспортом иностранной мебели, переключились на изготовление украинский продукции, сотрудничают с нашими дизайнерами. Таких примеров пока очень мало, но это начало. Собственно, украинский дизайн на этом сейчас и поднимается, за счет новых молодых брендов, таких как Wоо, ODESD2. Так, собственно, начинали и скандинавы. В той же Дании или Швеции люди очень активно поддерживают собственных дизайнеров и производителей, там в аналогах наших «Эпицентров» на 3–4 этажах, где продается мебель и аксессуары для дома, все предметы сделаны местными фабриками. То же и в кафе, ресторанах. Вся HoReCa меблирована стульями и столами местного производства. Все это пример того, как может развиваться дизайн и отношение к нему в Украине.

Есть какая-либо причина покупать украинский дизайн, кроме патриотизма?

Цена. Конечно, предметы украинского дизайна сейчас нельзя назвать доступными большинству населения Украины. Во-первых, потому что у дизайнеров изначально цель такая, судя по всему, не стояла. А во-вторых, покупательская способность населения не очень коррелируется с себестоимостью этих предметов: малые партии, ручное производство, дорогие материалы. Тиражи обеспечиваются выходом на зарубежные рынки, но сейчас очень сложно что-то экспортировать из Украины в Европу, хотя от этого получит выгоду и украинский потребитель. Ведь рынок в Украине очень маленький, он еще не сформирован, торговые сети не коммуницируют с молодыми брендами. Рядовой украинец, который хочет сделать ремонт или купить новый стол, обращается в большие торговые сети, а не в маленькие крафтовые лавки. Он о них просто не знает.

Патриотизм, сравнительно невысокая стоимость — это то, что может перекрыть популярность иностранных предметов дизайна у нас на рынке. Но как может украинский дизайн конкурировать в Европе?

Это опять же цена и оригинальность. Снова сравним со скандинавами: большинство популярных сегодня скандинавских брендов (им не более 10 лет) просто возродили культовые вещи 1950–1960-х годов. Практически ни у кого из них нет производства, это молодые команды, а не олдскульные фабрики, рассчитанные на массовое производство. Они тоже ищут, где бы дешево и качественно производить. Украина могла бы стать этой платформой, предложить свои производства. Однако опять что-то мешает. Возможно, сложность с транспортировкой, работа таможни, налоги. Впрочем, в Украине есть очень хорошие примеры и такого взаимодействия: некоторые модели испанских стульев Andreu World производятся из украинского бука в Мукачево. Я не думаю, что в отношении маркетинга есть какие-либо секреты по продвижению за рубежом и у нас на рынке. Просто люди, которые могут это делать, долгое время занимались импортом и торговлей, но не производством. Да и в маркетинге можно найти достаточно информации о продвижении графического дизайна, IT, но в предметном, промышленном дизайне фактически нет людей, которые могли бы научить этому.

Сергей Махно, дизайнер и архитектор, основатель архитектурной мастерской Sergey Маkhno architects

Как давно вы на рынке дизайна и как себя рекламируете?

Популяризацией украинского дизайна я занимаюсь последние 15 лет. На сегодняшний день у меня есть архитектурная студия, дизайн-студия, а также своя галерея, в которой, собственно, я и продаю предметы дизайна. Производство находится по всей Украине, на студию работают более 24 основных подрядчиков, специалисты по работе с различными материалами. Последние 2 года я занимаюсь предметным дизайном, изготавливаю и реализую авторскую мебель и предметы интерьера. Рекламой всех своих предметов и услуг мы уже практически не занимаемся: есть интернет, соцсети, свой сайт. Проекты продвигаются на профильных интернетресурсах, блогах, есть немного рекламы в сети, но она скорее имиджевая. Основная реклама — это качественно выполненные проекты, сданные в срок. Уникальный дизайн — лучший способ быть конкурентоспособным. Конкурировать с итальянской мебелью очень непросто. Реализовать в Украине качественный продукт и продать его не намного дешевле зарубежного предмета практически нереально, но мы это делаем.

Почему у вас это получается?

Много работаем. Чем больше мы работаем, тем качественнее то, что мы создаем. Я бы рекомендовал украинским дизайнерам, которые хотят быть успешными в Украине, смотреть, как и что производят в Европе, создавать то, что конкурентоспособно было бы там. Искать критику, печататься на международных порталах, участвовать в конкурсах. Это важный момент: чем больше украинские дизайнеры будут получать международных премий и показывать свой уровень на международных выставках, тем скорее украинский дизайн будет соответствовать уровню европейского. И за рубежом, и у себя дома.

Вы поддерживаете движение Made in Ukraine? Как его стоит использовать?

Покупая свое, человек не просто поступает как патриот, но дает возможность работать, развиваться своим, дает возможность украинскому дизайну как явлению быть. Это сложные, меценатские инвестиции, но без них не будет роста вообще, в том числе роста качества, эволюции вкусов.

Чтобы стать успешным в Украине, нужно сначала добиться признания в мире?

Не могу сказать, что я признан в Европе, хотя наши проекты реализованы в 10 странах мира, от Китая до Португалии. Но в результате не это сделало меня популярным в Украине. Однако понимание того, что на европейских рынках гораздо сложнее работать, чем в Украине, позитивно влияет на организацию работы и на ее результаты у себя на родине.

Можете рассказать о своих маркетинг-стратегиях?

Сейчас я ищу маркетинг-директора. Проанализировав работу студий, я пришел к выводу, что такой человек нам в команде нужен, потому что мы двигаемся в Европу, а там без маркетолога никак. Это в Украине пока еще можно. Глобально наш дизайнерский рынок вообще еще не готов к переходу на такой уровень ведения бизнеса. Объясню на собственном примере: если бы 15 лет назад я слушал маркетолога и создавал то, что он бы считал коммерчески успешным, я едва ли пришел бы к минималистичному стилю. Не всегда нужно делать то, чего требует рынок. На сегодняшний день качественный дизайн — это то, что 89% нашего рынка, к сожалению, просто не понимает. Пока в Украине я еще не встречал маркетолога, который хорошо разбирается и в дизайне, и в бизнесе, но я ищу такого человека.

Владимир Непийвода архитектор, сооснователь YOD studio of commercial design

Как вы рекламируете себя, продвигаете свои услуги на украинском рынке и какие стратегии в принципе здесь применимы?

Во-первых, мы не вкладываем в прямую рекламу, потому что она не эффективна. Специфика рынка дизайна такова, что успех студии определяет не то, что говорим мы, а то, что говорят о нас. Работает сарафанное радио: где-то услышали, у кого-то увидели, посоветовали друзья. Как бы это банально не звучало, но качественные проекты и довольные клиенты — это лучший способ заставить о себе говорить.

Первоначально важно то, как ты себя позиционируешь. Украинский рынок довольно маленький. Похожие названия, похожие логотипы студий уже никого не удивляют. Например, есть мы — YOD studio of commercial design, есть море региональных клонов с частицей YOD в названии. Можно, конечно же, постоянно мониторить, ссориться, проводить судебные разбирательства. А можно просто занять свою узкую нишу и правильно себя позиционировать. Наша студия, например, занимается только разработкой коммерческих проектов в сфере HoReCa, мы не проектируем квартиры, как это делают другие студии. Этот месседж мы транслируем практически по всем каналам, чтобы отстраниться от конкурентов и чтобы наша аудитория нас идентифицировала.

Что касается конкретно продвижения, то как для украинского, так и для международного рынка важным остается присутствие на разных площадках с разной аудиторией. Это и популярные соцсети (Facebook, Instagram, Pinterest), и профессиональные порталы (Behance, Archilovers, Architizer и т. д.). Они дают возможность не только коммуницировать с аудиторией, но и показывать качественный визуальный контент.

Дизайн-студия — это всегда визуальный имидж. Когда потенциальный заказчик ищет студию для разработки интерьера, он всегда мониторит Behance, смотрит картинки и сравнивает портфолио. Чтобы найти клиентов среди узкой нишевой аудитории (например, рестораторов или отельеров), мы ходим на профессиональные мероприятия, делимся опытом. Это честно и всегда подкупает.

Как выходите на международный рынок?

Последнее время мы знакомимся с международным рынком, нащупываем подходящие для нас инструменты. Пока что успели заметить, что срабатывают публикации в популярных изданиях. Важно достучаться до самого главного игрока медиарынка. Если твой проект опубликует известное издание, скажем, Wallpaper, FRAME, ArchDaily и т. д., его сразу же растиражируют все возможные ресурсы. Журналисты сами будут обращаться с предложениями о публикациях. На международном рынке не менее важны достижения студии. Участие в престижных конкурсах всегда повышает стоимость и свидетельствует о профессионализме. Буквально недавно мы получили уведомление о победе нашего проекта Porto East на одном из известных международных конкурсов IIDA (Международной ассоциации дизайнеров интерьера). Теперь анализируем, увеличит это приток клиентов или нет.

Как вам мода на все украинское? Дело только в патриотизме или тут что-то еще?

Я думаю, нельзя говорить, что принцип «модно все украинское» применим ко всему рынку дизайна интерьера. Конечно, несмотря на многочисленные ошибки и недочеты, люди покупают продукцию Мade in Ukraine, потому что делают скидку на неопытность, потому что готовы прощать мелкие проблемы с качеством, чтобы завтра было лучше. Но это касается не слишком больших трат. Когда же ресторатор открывает свое заведение, он вкладывает в него большие деньги. Он не станет покупать мебель, если она не отвечает его запросам, только потому, что это мебель Мade in Ukraine. С другой стороны, если украинский производитель делает продукцию качественно, не сложно объяснить его популярность: цены на импортную продукцию выросли, потому заказчики обращаются к украинскому рынку. Отечественный предметный дизайн активно развивается, чему мы не можем не радоваться.

Теги:
украинский дизайн [{"MIGX_id":"3","description":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u044c\u0435\u0440 \u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u0430 EAST, \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d YOD studio of commercial design","image":"content\/categories\/design\/krome-patriotizma\/salon-05-print-329.jpg"},{"MIGX_id":"1","description":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u044c\u0435\u0440 \u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u0430 EAST, \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d YOD studio of commercial design","image":"content\/categories\/design\/krome-patriotizma\/salon-05-print-315.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u044c\u0435\u0440 \u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u0430 EAST, \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d YOD studio of commercial design","image":"content\/categories\/design\/krome-patriotizma\/salon-05-print-316.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u044c\u0435\u0440 \u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u0430 EAST, \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d YOD studio of commercial design","image":"content\/categories\/design\/krome-patriotizma\/salon-05-print-330.jpg"}]

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.