Войти Регистрация

Дизайн
Автор: Катерина Давыдова

Суперкубы для мигрантов

Исландский математик и архитектор спровоцировал датского художника, работающего в Берлине. Присоединились итальянцы Moroso. Да мало ли что можно сделать сообща?

Суперкубы для мигрантов

design1/2017/05/24/superkubyi-dlya-migrantov/

Олафур Элиассон создает художественные произведения из воды, лучей, зеркал, льда и домыслов зрителей: он любит…

Олафур Элиассон создает художественные произведения из воды, лучей, зеркал, льда и домыслов зрителей: он любит брать публику в соавторы. В его берлинской студии трудятся около сотни скульпторов и архитекторов, инженеров и физиков — это одна из крупнейших студий мира, славящаяся трудоемкими философскими опусами, порой похожими на провокации.  Среди известнейших — искусственные водопады, фальшивое солнце, рукотворная радуга. А также амбициозный эксперимент «Зеленая река», в рамках которого шесть рек на разных материках окрасили флуоресцентной зеленой органической краской, намекая на экологические проблемы.

Олафур Элиассон

Зеленый снова стал для художника исландского происхождения символичным. Green Light — так называется его проект, стартовавший в 2016 году, — посвящен зеленому свету как жесту гостеприимства. До ноября Элиассон участвует с ним в Венецианской арт-биеннале. И хотя многие участники слета отправляются туда, чтобы избежать реальности и удариться в эскапизм посредством искусства, Элиассон считает, что это как раз напротив — повод углубиться в реальность, погрузиться в нее с головой. Одной из важнейших проблем современности художник считает массовую миграцию и беженцев, и решать ее, полагает он, нужно сообща, для чего и был задуман проект Green Light. Независимо от пола, возраста, знания языка и правового статуса, все мигранты, ищущие убежища, смогут в нем поучаствовать, собирая по эскизам дизайнера одноименные лампы, которые так и называются — «Зеленый свет».

Река в Стокгольме, 2000 год, в рамках проекта Green river

Собственно, авторство этой конструкции принадлежит не Элиассону и даже не мастерам его студии, а исландскому архитектору Эйнару Торстейнну (1942–2015). Почитатель Бакминстера Фуллера и соратник Фрая Отто, он помогал последнему в постройке мюнхенской олимпийской деревни, продумывал для NASA мобильные лунные лаборатории и, целиком посвятив себя сумасшедшим масштабным экспериментам, сам прославиться попросту не успел — зато слава неизменно приходила к его соавторам. С Элиассоном Торстейнн сотрудничал на протяжении 19 лет, построив несколько прелюбопытных геодезических скульптур. А в рамках их совместного долгосрочного исследования пятикратной симметрии Торстейнн придумал структуру под названием Green light, многогранник, который он называл суперкубом. 

Суперкуб "Зеленый свет"

В год смерти Торстейнна Элиассон придумал, что сделать с «Зеленым светом». Изготовленные из рециклированных материалов складные модули, оснащенные зелеными LED-лампами, могут функционировать и сами по себе, и в рамках сложных структур. Причем Элиассону особенно симпатичен тот факт, что их можно и упорядочить в сферу или светящуюся стену, и сделать нерегулярными, ассиметричными, «дикими». Примечателен в них не только дизайн, но весь алгоритм производства с привлечением мигрантов — попытка разрешить хотя бы часть глобальных проблем (а Элиассон ведь и сам мигрант). Совместное изготовление беженцами ламп сопровождается программой адаптации, включая языковые курсы, семинары по трудоустройству и кулинарии. И в местах, где рождаются на свет эти предметы, и в пространствах, где им суждено функционировать, каждый из светильников станет агентом изменений.

Воркшоп по сборке "Зеленого света" в Вене

Но мы перечислили еще не всех участников «Зеленого света». Не так давно фабрика Moroso пригласила Элиассона соорудить на базе модуля лампы несколько одноименных прототипов: стол и систему хранения. Построенные из стали и фанеры полки повторяют геометрию лампы, в рамках ромбовидной структуры играя с негативным пространством, а стол вторит этому мотиву формой ножек и орнаментом столешницы. Геометрия последней, как и в случае с лампами, предполагает модульность: шестиугольники можно выстраивать в комбинации, стройные или анархические, чтобы размещать столько людей, сколько потребуется, объединяя их для совместного решения самых невероятных задач.

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.