Войти Регистрация

Календарь -
Автор: Юлия Куприна

«Спецфонд. 1937–1939»

events1/2015/01/27/«speczfond.-1937–1939»/

Для украинской культуры в целом и изобразительного искусства в частности 20-й век стал самым сложным и трагичным…

Для украинской культуры в целом и изобразительного искусства в частности 20-й век стал самым сложным и трагичным за всю их многовековую историю. Об этом напоминает новая выставка в столичном Национальном художественном музее Украины «Спецфонд. 1937–1939». Однако делает это без лишнего пафоса, исключительно при помощи голых фактов.

Первые три десятилетия 20-го века были тревожными и драматичными для страны и при этом весьма плодотворными, если говорить об искусстве. Украинские художники двигались в том же направлении, что и их западноевропейские коллеги. То есть, экспериментировали с кубизмом, футуризмом, экспрессионизмом, фовизмом и прочими новаторскими направлениями, адаптировали их под отечественные реалии и создавали совершенно уникальные произведения. В 1930-х годах свобода творчества стала беспокоить официальную власть. И хотя живописцы в основном совершенно искренне поддерживали советскую идеологию и писали картины об успехах Красной армии, идиллической жизни колхозников и победе индустриализации, власть не отвечала им взаимностью, все чаще обвиняя в формализме и национализме. Картины с выставок, которые в 1930-х еще проходили, нередко попадали в спецфонд, то есть отправлялись в музейные подвалы для того, чтобы исчезнуть навсегда. Авторы повторяли судьбу своих картин: их арестовывали, чтобы репрессировать или расстрелять.

Абрам Черкаський. Приїзд чужоземних робітників. 1932

В Национальном художественном музее небольшую часть произведений из спецфонда, в котором насчитывалось более полутора тысяч работ, достали в конце 1980-х – сейчас картины Виктора Пальмова, Александра Богомазова, Давида Бурлюка и других отечественных классиков начала 20-го века входят в основную экспозицию. К новой выставке их отметили специальными значками. Большинство же работ, попавших в музейные подвалы в 1937–39 годах, извлекли только сейчас. Картины занимают три зала, в первом разместились произведение на военную тему, во втором – посвященные жизни села, а в третьем – индустриальному городу. Фамилии авторов некоторых работ не сохранились, имена других – малоизвестны, хотя они запросто могли бы потягаться с западными звездами. История распорядилась иначе: большинство из произведений экспонируются впервые с 1930-х годов.

 

Теги:
искусство

Комментарии (0)

Оставить комментарий