Войти Регистрация

Календарь -

Дизайн-уикенд: 16-17 апреля

Предлагаем сравнить впечатления с миланской iSaloni с голландцами и, напевая оду Джеймсу Дину словами Ланы дель Рей, отправляться на просмотр фильма. О нем самом.

Дизайн-уикенд: 16-17 апреля

events1/2016/04/15/dizajn-uikend-16-17-aprelya/

События Национальное освободительное движение голландских дизайнеров от конъюнктуры и китча можно считать…

События

Национальное освободительное движение голландских дизайнеров от конъюнктуры и китча можно считать успешным. «Голландский дизайн» — это узнаваемый интеллектуальный бренд.

Кресло из ветоши, стул-макраме, люстра с выставленными наружу кабелями: с тех пор как на Миланском мебельном салоне 1993 года голландский дизайн добился мирового признания, он не сходит с авансцены. Ироничное концептуальное творчество Droog Design стало международной сенсацией, а успешности сольных карьер «выпускников» этой «школы» могут позавидовать представители даже тех наций, которые веками специализировались на дизайне, а не освоили его нахрапом, как голландцы. Выставка «Смена направления: голландский дизайн в движении» проходит в Текстильном музее Тилбурга и формально ограничена временными рамками: 1990–2015 годы. За эти четверть века голландцы во главе с Юргеном Беем и Хеллой Йонгериус выработали узнаваемый творческий почерк и даже некое подобие национальной методологии. Хотя сегодня так работают многие, голландцы проторили путь в экспериментальном дизайне, говорим ли мы о смене контекста материала, изобилии ручного труда, опытах с непредсказуемым результатом или использовании уже использованных объектов. Одним из знаковых объектов и символов этого движения стало лоскутное кресло Тейо Реми Rag Chair, созданное из содержимого 15 сумок со старыми коврами. Идея о том, что мир не нуждается в новых объектах, которые так или иначе повторяют старые, рекуррентна в творчестве дизайнера. Другая «голландская икона» — Knotted Chair Марселя Вандерса, макраме из высокотехничной веревки (арамидное волокно, карбон, эпоксидная смола). Ведь перекрестное опыление между ремесленными технологиями и инновациями — стержень того, что мы называем Dutch Design. В конце 1990-х на мировую арену вышла Клауди Йонгстра со своими фетровыми интерьерными тканями.

Она самостоятельно выращивает овец и растения для красителей. Более того, она участвовала в конструировании цифрового станка, чтобы контролировать от зародыша и до финиша производственный процесс. Это еще одна голландская навязчивая идея, которую, впрочем, уже подхватил весь мир. Именно голландцы ввели моду на нарратив и поэтичность, заметные в творчестве Иннеке Ханс, Вики Сомерс и Кики ван Эйк. Ковер последней Kiki Carpet привлек к себе массу внимания: его цветочный орнамент напоминает укрупненную, словно мы смотрим через лупу, старинную вышивку. А изобретательнее всех знакомые обывателям мотивы эксплуатируют, выворачивают наизнанку и переиначивают члены дуэта Studio Job. Еще одним голландским специалитетом стали дизайн-изыскания, в которых важны документирование самого процесса, коллаборации с другими дисциплинами и игры с историческими или научными данными, что можно наблюдать, например, у Studio Makkink & Bey. Текстильный музей Тилбурга, организовавший такую вдумчивую ретроспективу, может похвастать тем фактом, что почти каждый из героев выставки в свое время поучаствовал в создании коллекции для собственного музейного лейбла TextielMuseum. Преимущественно это выпускники Эйндховена, приобщившиеся, независимо от основной сферы интересов, к национальному мастерству, которым некогда славилась Голландия, и возродившие текстиль как дисциплину в том виде, который актуален для XXI столетия.

С 19 марта 2016 года до 12 марта 2017 года www.textielmuseum.nl

Кино

 «Лайф» / Life (2015), Антон Корбейн

Тема этого фильма, выходящего в украинский прокат 14 апреля, обманчиво напрашивается ещё до просмотра. Кажется, что там где есть персонаж Джеймса Дина, то фильм должен быть посвящён только ему.

Джеймс Дин – одна из ярчайших кинолегенд Америки. Вся его жизнь в кино вместилась в один год, за который он успел проделать путь от неизвестного молодого актёра до символа нового, бунтарского поколения, которые отрицали прежние правила в одежде, в поведении и в самостоятельности принимаемых ими решений. И несмотря на то, что Джеймс Дин погиб в автокатастрофе 30 сентября 1955 года в возрасте 24 лет, его слава только росла. Наверное, именно потому что его короткая жизнь в кино была идеальной - без провалов, сомнительных решений и скандалов.

Но ожидать от режиссёра Антона Корбейна обычного байопика про Дина было бы странно. Сам Корбейн прежде всего не режиссёра, а один из самых известных фотографов музыкантов второй половины XX столетия, создавший иконические образы Тома Уэйтса, Игги Попа, обложки для альбомов U2 и Depeche Mode. Поэтому его история про фотографа. А именно про молодого фотографа Денниса Стока (Роберт Паттинсон), который разрывается между стабильной, но опротивевшей работой по типовой съёмке звёзд, и чему-то настоящему. И про его знакомство с малоизвестным тогда Дином (Дейн Дехаан).

Это история одной из самых знаменитый для американской истории фото серии, запечатлевшей Джеймса Дина в повседневной среде Нью-Йорка и во время его последнего путешествия домой в Индиану в начале 1955 года. В фильме воспроизводятся многие из реальных фото, которые сделал Деннис Сток, в том числе и знаменитая фотография Джеймса Дина на Таймс-Сквер. Фотограф как-то понял, что он познакомился не просто с будущей звездой экрана, а чем-то принципиально новым. Но прелесть этого фото-эссе в том, что ни фотограф, ни актёр не были тогда известными. Только позже, когда четыре этих фотографии появятся в выпуске Life 7 марта 1955 года, станет ясно, что они запечатлели рождение легенды. А пока история отношений двух людей, каждый из которых ещё только на пороге будущей славы, и каждый из них считает, что делает одолжение другому. Корбейна интересует отношение между художником и его объектом. Для фотографа этот объект – живой человек. И прежде всего отношениям, в которых есть место неловкости, неуверенности и ревнивости между Стоком и Дина посвящено это кино.

Теги:
дизайн-уикендкино []

Комментарии (0)

Оставить комментарий