Войти Регистрация

Интерьер
Автор: Катерина Ошемкова

Это не китч!

Дом Грейсона Перри: уик-энд в Эссексе

interior1/2015/07/07/eto-ne-kitch/

Уплатив символическую по британским меркам ренту, желающие могут провести уикенд в вычурном доме House for Essex и прочувствовать,…

Уплатив символическую по британским меркам ренту, желающие могут провести уикенд в вычурном доме House for Essex и прочувствовать, что такое ценности современной архитектуры. В случае дезориентации Катерина Ошемкова советует воспользоваться путеводителем, который составил художник Грейсон Перри.

Дом в северной части графства Эссекс – наглядный пример сторителлинга в архитектуре, возведенного в квадрат усилиями двух по-хорошему странных людей: художника Грейсона Перри и архитектора Чарльза Холланда. Их неслучайное сотрудничество подстегнул Алан де Боттон, философ и автор образовательного проекта «Школа жизни». Десять лет назад он написал книгу «Архитектура счастья», а по ее следам инициировал проект Living Architecture. Разделить с согражданами преимущества современной архитектуры – такая идея лежит в основе проекта, в котором уже успели поучаствовать Питер Цумтор, Дэвид Кон и такие бюро, как MVRDV, Nord Architecture, JVA и Hopkins Architects. И Перри, и Холланд родом из Эссекса и предложение де Боттона приняли без раздумий.

Перри был бы не Перри, если бы не превратил проект в бесстыдный творческий акт. Обладатель премии Тернера 2003 года, он стал первым художником-керамистом, удостоившимся этой важной награды. Общественный деятель, получивший известность в образе трансвестита, нашел безоговорочную поддержку в лице Чарльза Холланда, который обеспечил архитектурное решение проекта. К слову, для FAT (или Fashion Architecture Taste), которое возглавлял Холланд, House for Essex стал лебединой песней, после которой бюро самораспустилось. «Развитие архитектурной культуры» теми методами, которые выбрал Холланд с коллегами (Шоном Гриффитсом и Сэмом Джейкобом), создавая здания с яркими фасадами и глубоким социополитическим подтекстом, оказалось сложно капитализировать.

Перри посвятил дом вымышленной героине Джулии Коуп, якобы родившейся в Эссексе в 1953 году, рано вышедшей замуж за Дэйва, ставшей матерью двоих детей, расставшейся с первым мужем после его измены и вышедшей замуж за Роба, который в память о ней и построил эссекский Тадж-Махал после ее гибели в 2014 году под колесами мопеда развозчика карри. Эту печальную историю о «каждой женщине Эссекса» Перри изложил в поэтической форме и назвал «Балладой о Джулии Коуп», которую в виде книжки будут вручать вместе с ключами от дома каждому новому «паломнику». Там же есть подробное описание артефактов, находящихся в доме, чтобы исследовать с этим путеводителем в руках интерьер и экстерьер.

К запуску проекта у Грейсона Перри уже накопились варианты «светского храма» в виде эскизов, так как эту идею он вынашивал на протяжении двух десятилетий и вместе с дочерью сочинял и рисовал сказку о жизни простых эссексцев. После того как в 2011 году Аллан де Боттон свел Перри с Холландом, они вместе продолжили поиски, примеряя к будущему дому все, что симпатично Перри в архитектуре – от православных церквей до японских храмов. В итоге получился пряничный домик, который в профиль напоминает матрешку из четырех объемов. Перри хотел, чтобы фасады были густо украшены орнаментами, и сначала планировал сымитировать декоративную штукатурку – традиционный для Северного Эссекса прием отделки. Но эту идею коллеги признали крайне непрактичной, вынудив художника прибегнуть к облицовке керамическими изразцами.

Перри, мастер в керамике, сделал эскизы и образцы сюжетной рельефной плитки со сценами из жития Джулии и ее геральдическими символами. Изготовление всей партии, а это более 1900 изразцов, выполненных в двух цветах – оливковом и белом, было поручено местным мастерам из Shaws of Darwen. Многоступенчатая крыша была покрыта листовым сплавом меди, а ее конек, точнее коньки, так как дом состоит из нескольких «избушек», украшены четырьмя скульптурами: беременной Джулии, яйца, фонаря и штурвала с силуэтом корабля. Интерьер решен в ярких оттенках красного и желтого. Небольшой холл ведет в просторную кухню с декорированной оливковыми изразцами печью, по обеим сторонам которой расположены скрытые двери, ведущие в гостиную, или, другими словами, в центральный неф храма Джулии. Здесь, в главном помещении дома, сосредоточена основная повествовательная часть: сцены из жизни Джулии изображены на авторских коврах Перри и в виде росписей на сводах, напоминающих комиксы. Мопед, по вине которого оборвалась жизнь Джулии, подвешен под потолком и превращен в люстру. На одной из стен помещена керамическая статуя Джулии в образе богини плодородия. Справа и слева от богини, на красной стене, отделяющей предполагаемый неф от хоров, видны балкончики, на которые ведут двери из двух спален, где тоже присутствуют изображения из жития Джулии. Ванная, спрятанная под входным холлом, достаточно глубока для полного погружения при обряде крещения. С противоположной стороны от южного входа есть еще один, северный. Пол там украшен мозаикой в виде черепа, в глазницах которого золотые стопы – следы ног Роба, мужа Джулии, оставленные им, когда он открыл дверь полицейским, принесшим весть о гибели его супруги.

Рассказанная Перри и Холландом история продумана до мельчайших деталей, так что в нее нетрудно поверить. Несмотря на шутливый тон рассказа, архитектура и декор серьезны и искренни в намерениях. «Дом для Эссекса» являет наглядный образец вагнеровского гезамткунстверка. В данном случае единение искусств убедительно доносит мысль: дом – это не только комфорт. Поспорив с модернистами и их приматом функции, Перри объявил минимализм китчем и тем самым оспорил обвинения в китче в собственный адрес. Вместе с Холландом он создал храм фантазии, в котором, что немаловажно, может хотя бы недолго пожить каждый.

 House for Essex от Грейсона Перри и архитектора Чарльза Холланда

Керамическая статуя Джулии в образе богини плодородия

 House for Essex от Грейсона Перри и архитектора Чарльза Холланда

Сцены из жизни Джулии изображены на авторских коврах Перри и в виде росписей на сводах, напоминающих комиксы

Мопед, по вине которого оборвалась жизнь Джулии

 House for Essex от Грейсона Перри и архитектора Чарльза Холланда

Перри сделал эскизы и образцы сюжетной рельефной плитки со сценами из жития Джулии и ее геральдическими символами

 House for Essex от Грейсона Перри и архитектора Чарльза Холланда

Золотые стопы – следы ног Роба, мужа Джулии, оставленные им, когда он открыл дверь полицейским, принесшим весть о гибели его супруги

Теги:
частный домотель

Комментарии (0)

Оставить комментарий