Войти Регистрация

Интерьер
Автор: Катя Ауэр

Работа не роскошь…

Как цифровая действительность меняет наши рабочие места и трудовые привычки

interior1/2016/02/11/rabota-ne-roskosh/

Ходить или не ходить Цифровая действительность позволяет нам работать где угодно, в том числе дома. Так зачем…

Ходить или не ходить

Цифровая действительность позволяет нам работать где угодно, в том числе дома. Так зачем же ходить на работу? И если офис нужен, то для чего? Для того же, для чего студия звукозаписи необходима музыкантам: это оптимальная среда, чтобы вдохновлять и поощрять максимальную производительность, уверен Грег Парсонс, вице-президент компании Herman Miller.

Ответ легендарного производителя офисной мебели услышать интересно, ведь именно эта компания полвека назад в корне изменила рабочее пространство, внедрив кубикл. Хотя концепция была переврана подражателями, а само слово стало ругательным, идеалы изобретателей злополучного кубикла были весьма светлыми: Роберт Пропст и Джек Келли (последний придумал еще и коврик для мыши) хотели привнести в шум и неуютность открытого пространства немного приватности и личной инициативы. Полвека спустя, в 2013 году, Herman Miller выступил с новой парадигмой «живого офиса», призванного повысить не производительность труда — священную корову прошлого века, а творческий дух и коллаборации — фиксации века нынешнего.

Главная привилегия, которую дает нам офис в эпоху смартфонов и глобальной подключенности, — это доступ одного индивидуума к другому. Человек — коллективное существо, он хорош вовсе не тем, что способен непрерывно стучать по клавиатуре. Его сила в умении объединяться с себе подобными и совместно достигать более значимых результатов, нежели в одиночку. Этот феномен шутя называют «эффектом Мариссы Майер», ссылаясь на спорное распоряжение исполнительного директора компании Yahoo запретить сотрудникам трудиться удаленно: мол, в одиночестве растет продуктивность, но не творческий потенциал.

Экспериментальный голландский бренд Prooff бежит впереди паровоза. Его идеологи еще в 2008 году знали, что офис XXI века — это не эффективность, а коллаборации, и представили на биеннале в Кортрейке многоцелевую модульную софу WorkSofa в исполнении Studio Makkink & Bey, призванную стимулировать общение благодаря естественной, ненапряженной манере сидения. Софа хороша для собраний, презентаций, мозговых штурмов, групповой работы и даже еще более важных встреч — встреч с самим собой и с собственными мыслями.

«Два дня без прокрастинации» — иллюстрация из журнала PROOFFLab Magazine, который выходит под кураторством Studio Makkink & Bey и задается вопросами будущего рабочей культуры.

Работать или не работать

Цифровая действительность в корне меняет взаимоотношения между людьми и машинами, что может непредсказуемо отразиться на человеческом труде, как ручном, так и умственном. Ввиду феноменальной обучаемости дигитальных систем и роботов даже те виды работ, которые сложно назвать рутинными, станут уязвимыми в свете конкуренции с более ловкими и умелыми представителями искусственного интеллекта. Старый добрый человеческий труд рискует оказаться не просто редкостью, а привилегией элит. Недаром участники проекта «Искусство работы» в рамках недавней Венской биеннале первым пунктом трудового манифеста провозгласили: «Работа не должна стать роскошью». По мнению руководителя биеннале Кристофа Тун-Хохенштайна и его соратников, культурных критиков и кураторов, ключ к устойчивому развитию человеческого труда и рабочих мест заключается в экстремальной креативности. «Мы обязаны тяжело трудиться, чтобы изобретать новые формы труда», — заявляют активисты, предполагая, что выдумыванием новой работы стоит заменить поиск работы. «А что если перераспределение работы заменит собой разделение труда? — задаются вопросом идеалисты. — А как насчет заменить конкуренцию коллаборацией?» Они уверены, что миру нужны компании, которые не заставляют людей чувствовать себя ненужными на фоне все более выдающихся цифровых инструментов, и что каждому из нас ввиду грядущих перемен следует рассматривать каждое потребительское решение с точки зрения того, спонсирует ли оно сохранение человеческого труда.

Сфокусироваться или отвлечься

Цифровая действительность позволяет людям лучше понимать собственные организмы и управлять такими, казалось бы, неуправляемыми процессами, как концентрация или даже вдохновение.

Что касается первого, уже упомянутый бренд Prooff еще в 2006 году представил на биеннале в Кортрейке кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey, призванное стать символом рабочего ландшафта будущего. Гигантские «уши» кресла, а точнее «антиуши», создающие грамотную звукоизоляцию, сделали его «помещением в помещении». Многие не могут работать в офисе по единственной причине: невозможность совершать личные звонки. Это кресло — для них.

В истекшем году компания Steelcase, считающая внимание одним из самых редких и драгоценных ресурсов, в рамках концепции «разумного офиса» внедрила рабочую лаундж-станцию Brody, находясь внутри которой, сфокусироваться намного легче. Концепция основана на анализе обширных данных в области нейробиологии. Если верить исследованиям, типичный работник умственного труда переключается с одной задачи на другую каждые 3 минуты. Каждые 11 минут его что-то прерывает, и для того, чтобы вновь сфокусироваться, ему требуется 23 минуты. В драгоценные моменты потоковой нагрузки работа целиком поглощает труженика, и время летит незаметно. Но поймать такую «волну» нелегко. Рабочая станция Brody представляет собой такую микросреду для тела и мозга, которая помогает влиться в «поток» и находиться в нем как можно дольше. Коконообразная конструкция блокирует визуальные раздражители и обеспечивает ощущение психологической безопасности в открытом пространстве, даже если оно шумное. Кроме того, она эргономична с точки зрения элементарной физиологии.

Мозг, словно мышца, рано или поздно устает, и перенапрягать его длительными часами работы бессмысленно. Уж лучше прислушиваться к нему в течение дня и, приспосабливаясь к цикличным «ритмам внимания», пользоваться продуктивными состояниями. Если офис построен подобно экосистеме, его сотрудники, следуя зову мозга, могут выбирать для работы локации, соответствующие текущему состоянию.

Другие тренды: 

"Сидеть или не сидеть", "Расслабиться или бездельничать" читайте в печатном номере САЛОН

Теги:
офис [{"MIGX_id":"5","description":"Кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey","image":"content/categories/interior/offices-of-tomorrow/prooff-lab-earchai.jpg"},{"MIGX_id":"6","description":"Кресло EarChair в исполнении Studio Makkink & Bey","image":"content/categories/interior/offices-of-tomorrow/prooff-earchair-set5-002-lr.jpg"},{"MIGX_id":"1","description":"Рабочая лаундж-станция Brody от Steelcase способствует концентрации внимания","image":"content/categories/interior/offices-of-tomorrow/steelcase-brody-worklounge-0007402.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"Разделительный экран Steelcase Divisio отделяет друг от друга индивидуальные рабочие места, как бы являясь аналогом таблички «Не беспокоить», но его можно убрать и вовлечься в продуктивную коллаборацию.","image":"content/categories/interior/offices-of-tomorrow/steelcase-divisio-screen.jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"Эргономичный стул Gesture от Steelcase оснащен сенсором, который мониторит позу пользователя и предпочтения в манере сидения, а также уровень стресса. Мало того, он может научить хозяина сидеть комфортнее, выводя данные на близлежащий планшет.","image":"content/categories/interior/offices-of-tomorrow/steelcase-gesture-chairs-color-14-00034971.jpg"}]

Комментарии (0)

Оставить комментарий