Войти Регистрация

Интервью
Автор: Катерина Ошемкова

ФАБРИКА ДИЗАЙНА

Интервью с Альберто Алесси

ФАБРИКА ДИЗАЙНА

interview1/2013/09/06/fabrika-dizayna/

Альберто Алесси (Alberto Alessi) руководит компанией, основанной его дедом в итальянских Альпах, у озера Орта, в регионе…

Альберто Алесси (Alberto Alessi) руководит компанией, основанной его дедом в итальянских Альпах, у озера Орта, в регионе Ломбардия, с давних времен славящемся традиционными ремеслами. Именно там родилась фабрика Alessi, известная сегодня как производитель самой современной продукции в области кухонных аксессуаров и посуды, создаваемых по эскизам именитых дизайнеров и архитекторов.

 

Компанию Alessi называют ярким воплощением феномена под названием итальянская дизайн-фабрика. Каковы основные черты этого феномена?

 

Так называют небольшую группу компаний итальянской промышленности, которые были основаны в послевоенный период, специализируются на изготовлении мебели, светильников и предметов интерьера и которые с самого начала своей деятельности сотрудничали с великими представителями индустриального дизайна. Все эти компании проповедуют особое видение дизайна как новой формы искусства и поэзии, отражающей свое время и в корне отличающейся от производства продуктов массового производства.

 

Что нового вы привнесли в деятельность компании, когда стали ее руководителем?

 

Это было в 1970-м году, Alessi в то время уже работала с приглашенными дизайнерами. Но я увеличил число дизайнеров, с которыми мы делали совместные проекты. Теперь почти каждые десять лет мы начинаем работать со ста новыми дизайнерами. Этот шаг открыл для нас новые горизонты креативности. Вначале мы работали только со своими соотечественниками, а со второй половины 80-х годов мы, итальянская компания, сотрудничаем с дизайнерами со всего мира.

 

Почему вы считаете, что для компании хорошо сотрудничать с таким большим числом дизайнеров? Согласитесь, это нетипично для большинства.

 

Это связано с тем, что итальянская дизайн-фабрика представляет собой прежде всего исследовательскую лабораторию в области прикладного искусства или дизайна. Наша основная деятельность – исследования, поэтому мы открыли свои двери лучшим мировым дизайнерам. Этот подход очень отличается от подхода традиционной промышленной компании. Мы не промышленники в истинном понимании слова, мы – что-то другое. Конечно же, мы ничего не изобрели нового. Исторически феномен итальянской дизайн-фабрики, такой как наша, – последнее звено в длинной цепи, берущей свое начало от «Движения искусств и ремесел» Уильяма Морриса конца XIX столетия. Все звенья этой цепи (и движение Glasgow School of Art, и Deutscher Werkbund, и Bauhaus, и скандинавский дизайн 60–70-х годов) характеризуются концентрацией внимания на исследовательской деятельности. Почему мы выбрали для себя этот путь? Потому что считаем дизайн новой формой искусства. Но наши задачи очень отличаются от задач, которые ставит перед собой арт-галерея.

 

Вы когда-нибудь рассматривали возможность совместной работы с художниками?

 

Да, в самом начале моей карьеры. Первое сотрудничество, которое было осуществлено по моей инициативе, была работа со скульпторами. Мы сделали первую коллекцию по эскизам известных европейских художников (среди которых был и Сальвадор Дали), состоящую из шести предметов – настоящих скульптур, произведенных на нашей фабрике и представленных на рынок по очень умеренной цене. Но эта коллекция потерпела фиаско. Дизайн должен ориентироваться на потребителя. Да, это новая форма искусства, но… Итальянский философ Джанни Ваттимо (Gianni Vattimo) дал такое определение коммерческому искусству: это искусство новых форм – таких как дизайн, мода, музыка, кино, – которое отличается от классического искусства тем, что должно принимать во внимание потребности определенной категории потребителей.

 

На какого потребителя ориентирована ваша компания?

 

На потребителя, который в состоянии понять и принять наши предложения. Это всегда пинг-понг, где «пинг» – мир лучших дизайнеров, а «понг» – рынок. Мы же находимся между ними и занимаемся посредничеством, примиряя творческий полет дизайнеров с мечтами потребителей.

 

Продукция вашей компании известна своим чувством юмора. Как вы пришли к идее привнести юмор в дизайн?

 

Мне часто задают этот вопрос, но я не знаю, как на него ответить. Так случилось. Не могу сказать, что все дизайнеры, которые проектируют для нас, но большинство из них не намеренно, а спонтанно вводят юмористическую составляющую в свои проекты.

 

Что должна предпринимать компания, чтобы не потерять своих покупателей, не утратить их доверия?

 

Это зависит от того, о какой компании идет речь, от специфики ее продукции. Если, например, вы производите холодильники, то покупатель ждет от вашей продукции определенного качества, и вы не можете допустить его понижения. Если же вы производите лучший дизайн, ваш покупатель имеет полное право требовать его от вас и в будущем.

 

Да, но «лучший дизайн» – очень расплывчатая формулировка. Потребитель может в какой-то момент утратить интерес к такому дизайну и захотеть чего-то другого. Как можно предсказать желания потребителя?

 

Предсказания – это особая история. Что такое хороший дизайн? Все равно что спросить у издателя, что такое хорошая поэма или хороший роман – он просто это чувствует. Так же и я чувствую, что такое хороший дизайн – это новый объект, который отражает дух своего времени. То есть главная характеристика хорошего дизайна – отображение времени, в котором он был создан, он должен быть образом своего периода.

 

Как бы вы определили дух нашего времени?

 

С высоты моего скромного опыта (я работаю в компании только 40 лет) время, в которое мы сейчас живем, кажется мне сбивающим с толку… На ближайшую декаду мы сделали для компании небольшой прогноз, которым собираемся руководствоваться: «этика и радикальность» – так он звучит. Мы хотим быть более этичными и в то же время более радикальными.

 

Какова сегодня ваша главная задача?

 

Выжить в условиях массового производства.

Теги:
декорпосуда

Комментарии (0)

Оставить комментарий