Войти Регистрация

Интервью
Автор: Юля Куприна

Сам себе издатель

Интервью с Арианной Хмельнюк

interview1/2014/04/25/sam-sebe-izdatel/

«Что такое “зин”?», «Что такое “инди”?» и «Чем вы как издательство занимаетесь?» – эти три вопроса Арианна Хмельнюк…

«Что такое “зин”?», «Что такое “инди”?» и «Чем вы как издательство занимаетесь?» – эти три вопроса Арианна Хмельнюк слышит регулярно с тех пор, как в августе прошлого года придумала открыть издательство Niice. Оно является независимым, или инди – то есть не зависит от госструктур и госфинансирования, но и не коммерческое.

Первым делом в Niice напечатали набор открыток «Украинской фотографической альтернативы» (50 снимков отечественных фотографов) и двойной зин совместного проекта графической мастерской «Гачи Причи» и творческого объединения «ВАЛ». Зин – это сокращение от английского magazine (журнал) и обозначает некоммерческое издание тиражом не более 1000 экземпляров, нетривиально сверстанное и поданное, на какую угодно тему – от андеграундной музыки и авангардного искусства до политики и моды. Печать таких «журналов» – одно из направлений деятельности Niice. Сейчас на счету издательства – зины художников Никиты Кравцова, Алевтины Кахидзе, Нины Мурашкиной, Юрия Салабая, Валентина Бо, Грицы Эрде, дизайнеров Яси Хоменко и Дины Линник, поэта и переводчика Васи Лозинского.

Niice на «Книжном Арсенале»

Кроме того, издательство организовывает многочисленные лекции и воркшопы. А также занимается дистрибуцией европейской интеллектуальной литературы из Motto, культового берлинского книжного магазина. Motto сотрудничает более чем со 150 издательствами со всего мира, и Арианна при каждом визите в Берлин выбирает и привозит журналы, зины и книги. «Конечно, я привожу то, что на английском. Но есть очень крутые журналы на французском и итальянском. Один раз взяла книгу на немецком», – рассказывает Арианна Хмельнюк. Привезенные из Берлина книги и зины продаются в киевской книжной лавке «Хармс», а авторские зины от Niice в книжном магазине «Резидент» в PinchukArtCentre. Познакомиться со всеми направлениями работы Niice можно было на недавно завершившемся «Книжном Арсенале». На фестивале в Киеве у независимого издательства были собственный стенд и зал-лекторий.

Niice на «Книжном Арсенале»

Как вы попали на «Книжный Арсенал»?

Все началось с того, что нас пригласили участвовать, дали нам площадку. После зимней паузы это был первый наш лекторий, продолжение продуктивной осени 2013 года. У нас накопилось множество идей и захотелось все уникальные встречи и воркшопы вместить в пятидневный фестиваль. Начало работы издательства Niice положили два издания и активное расписание воркшопов и лекций. Сначала в сентябре был двухдневный лекционный и воркшоп-интенсив в «ЯГалерея» и шоу-руме компании «Коника Минолта Украина», затем девятидневный лекторий в рамках «Гогольfest 2013», потом были лекции в Донецке и воркшоп во Львове. Затем началась революция, и мы переключились на социальные инициативы.

Перед «Арсеналом» мы неожиданно получили поддержку фонда Рината Ахметова. Пока была революция, мы ничего не делали в рамках издательско-лекционного проекта Niice, но идеи зрели и ждали своего времени. Накануне выезда в Берлин за книгами мы узнали, что у нас появился ресурс на печать нашего контента. Работа закипела, и мы за две недели сверстали и напечатали десять зинов молодых украинских авторов. Плюс нам удалось пригласить основателя журнала [Как) Петра Банкова из Праги, издателя Джозефа Шекспира из Берлина, основателя Центра фотографии Алексея Шинкаренко из Минска, Отара Каралашвили из Тбилиси. И мы экстренно привезли выставку постеров в технике шелкография из Берлина.

У нас был полный аншлаг. Хотя наш контент не всегда и не всем понятен. Это современные философские произведения или авангардные проекты молодых европейских художников, в основном на английском языке.

У нас они востребованы?

Мне до сих пор сложно сказать. Мы единственные, кто этим занимается. Последние пару лет я наблюдала, как искусство, дизайн и зины развиваются в мире. И так и не дождавшись движений в этой области у нас, мы решили сами взяться за эту нишу. Но начать пришлось с образовательной части, хотя изначально не планировали делать на этом акцент. Мы мечтали о дизайнерском коворкинге – таком месте, куда люди могли бы приходить, общаться на равных и находить для себя новые проекты и коллаборации. Думаю, есть шанс в Киеве создать абсолютно дружественное пространство, где все смогут встречаться и совместно делать что-то крутое.

У нас сообщества современного искусства и дизайнеров не общаются. Художники не в курсе, что происходит у писателей, а писатели не ведают, что творится у дизайнеров и художников. В нашей традиционной школе учат исполнять. А к нам может прийти любой до или после образования, чтобы заняться интеллектуальным и культурным развитием. Пока такое здесь ново, поэтому мы занимаемся доброй пропагандой.

Niice на «Книжном Арсенале»

Не логичнее ли перевести зины и остальной самиздат в Интернет и исключить бумагу, то есть избежать дополнительных расходов?

Зин, журнал или арт-книга – это ведь художественный объект, артефакт. Мы не говорим об утилитарности. Это же скучно.

Может ли самиздатовский проект быть коммерчески выгодным?

Конечно. Но зачастую это не цель для тех, кто занимается подобными проектами. Есть немецкий журнал MonoKultur, он выпускается в виде зина формата А5. Иногда ты покупаешь его как журнал, снимаешь упаковку – а это один огромный сложенный плакат, роман, оформленный в инфографику. Или там внутри много вкладок и открыток. Иногда у них бывает реклама. Последний номер, который я видела, был с рекламой института Марины Абрамович. Они очень успешны, делают интеллектуальные интервью без цензуры, например, с Ай Вэйвэем или Тильдой Суинтон. Стоимость выпуска – 5 евро.

В чем проблема у нас: нет аудитории или некому делать?

И то, и другое. Как и во многих других областях.

Хотя, чтобы сделать зин, можно вообще ничего не уметь, серьезно. Ты можешь быть музыкантом, не уметь писать и фотографировать и сделать зин. Максимум, что тебе нужно, – это компьютер, бумага и принтер. Это ведь может быть что угодно – от поэзии и коллажей до открыток и раскрасок.

Теги:
графический дизайн

Комментарии (0)

Оставить комментарий