Войти Регистрация

Интервью
Автор: Екатерина Ошемкова

Вся власть - архитекторам

Интервью с Гонсало Вайлло Мартинесом

Вся власть - архитекторам

interview1/2014/04/29/vsya-vlast-arxitektoram/

Гонсало Вайлло Мартинес (Gonzalo Vaillo Martinez) – испанский архитектор, знающий, каким будет архитектура в будущем. Его…

Гонсало Вайлло Мартинес (Gonzalo Vaillo Martinez) – испанский архитектор, знающий, каким будет архитектура в будущем. Его проекты кажутся сегодня невероятными и фантастическими, но именно поэтому веришь, что все будет в точности так, как предсказал Гонсало.

За его плечами изучение экспериментальной архитектуры в Университете Инсбрука (Австрия, 2008/09), диплом архитектора с отличием по специальности «городской дизайн и планирование» Университета Алкала (Испания, 2003–2010), аспирантура по городской стратегии в Университете прикладных искусств Вены (Австрия, 2012–2014). С 2010 года по сегодняшний день Гонсало работает в австрийском бюро Wolfgang Tschapeller.

Gonzalo Vaillo Martinez

- Каковы, на ваш взгляд, параметры нормы в современной архитектуре?

Банальность в архитектуре появляется и превращается в норму, когда люди, далекие от этой дисциплины, оказываются у руля и превращают ее в бизнес. Я имею в виду промоутеров, спекулянтов и др. К сожалению, эти люди решают, что возможно, а что нет, в зависимости от факторов, которые не имеют ничего общего с архитектурой, руководствуясь главным образом экономическими интересами. Что-то необычное, какой-то прорыв происходит, когда архитекторы сами занимаются архитектурой. Но само движение за пределы банального дискурса происходит благодаря эволюции технологий. Это касается не только возможностей производства (того, что физически можно построить), но главным образом дизайна. Компьютер принес в архитектурный проект кардинально новый способ мышления, открыл путь для теорий, раздвигающих границы дисциплины до пределов, которые раньше не были возможны, для чего-то более радикального и быстрого. Он позволил архитектурному дискурсу развиваться дальше, особенно в академической сфере.

- Кого из архитекторов вы можете назвать нарушителями спокойствия?

Всех, кто отбросил существовавшее до них представление о границах возможного в своей профессии, я считаю революционерами. Профессия архитектора регулируется и ограничивается внешними факторами, такими как экономика и политика. Архитектура же как дисциплина имеет отношение к концептуальному мышлению, которое обычно нематериально. Я знаю очень мало архитектурных студий, которые справляются с обоими факторами одновременно и зарабатывают на этом деньги. Первый из немногих, который приходит на ум, – бюро Захи Хадид.

Gonzalo Vaillo Martinez

- Как архитектор может избавиться от инерции и сделать первый шаг в новом направлении?

Есть два пути, чтобы избавиться от инерции и сделать шаг в новую эру. Первый связан с открытой конфронтацией с ключевыми условиями и правилами. Этот путь легче, потому что дискурс строится на аргументах «против» того, что уже существует. Хороший пример такого метода – то, как модернизм породил постмодернизм, брутализм, деконструктивизм и хай-тек. Если вы сегодня покажете изображение виллы Савой Ле Корбюзье человеку, далекому от архитектуры, вероятнее всего, что он скажет, что это авангардное здание. А оно было построено в 1931 году. У нас на все еще много ограничений из прошлого, которые мы не можем преодолеть. Они внедрены в общество, несмотря на свою устарелость, поэтому от них непросто избавиться и приходится как-то уживаться с ними.

Другой путь – принять существующие условия и сделать их своими сторонниками. Такие дисциплины, как биомедицина или искусство развиваются быстрее, чем архитектура. Ввод «примесей» извне в мир архитектуры помогает посмотреть на нее по-новому. С начала 90-х цифровая эра оказывает влияние на все аспекты нашей жизни. Большинство архитекторов, формирующих сегодня среду, используют цифровые технологии как основной инструмент для создания нового архитектурного мышления в большей или меньшей степени. Я стараюсь следовать этим принципам в своей работе.

Gonzalo Vaillo Martinez

- Какие предметы, преподаваемые в специализированных вузах, помогают будущим архитекторам мыслить свободно и незашоренно?

Я окончил Alcala University в Испании, это технический вуз. Все архитектурные школы в Испании входят в состав технических университетов. В Австрии, где я делал свой проект в аспирантуре, технические и университеты искусств и архитектуры существуют отдельно. И, несмотря на то, что и там, и там выпускники получают профессию архитектора, обучение в этих двух образовательных системах разнится. Архитектура как профессия не имеет обычно ничего общего с архитектурой как дисциплиной. Мне кажется, что техническое образование готовит студентов к той ситуации, в которой они окажутся, получив профессию. С другой стороны, художественное образование дает определение и развивает науку архитектуры и позволяет искать новые пути и раздвигать границы возможного. Обе системы востребованы и нужны. Их слияние может стать основой для более сложных и интересных проектов. Очень привлекательной стратегией образования мне кажется было бы объединение текущих социальных, экономических, политических и художественных условий и прагматического использования технологий в производстве и дизайне. Таким мне видится воспитание будущих революционеров в архитектуре.

Gonzalo Vaillo Martinez

- Кто из архитекторов прошлого вдохновляет вас?

Из недавнего прошлого меня вдохновляют работы испанского архитектора Энрика Мираллеса (Enric Miralles), его подход к архитектуре отличался кардинально от общепринятого. Он создал свой уникальный технический и эстетический язык в архитектуре. Голос Мираллеса один из самых влиятельных сегодня. Я стараюсь следовать всем его постулатам и методологии. Он считал кинематограф, гротеск, множественную онтологию основными двигателями создания новой эстетической парадигмы, того, что в будущем определит, какой будет архитектура.

Теги:
общественное здание

Комментарии (0)

Оставить комментарий