Войти Регистрация

Интервью
Автор: Юлия Куприна

Облицовочный материал

Интервью с Жанной Кадыровой

interview1/2015/03/06/obliczovochnyij-material/

Последние два месяца художница Жанна Кадырова провела на заводе. В помещениях, где раньше располагались цеха…

Последние два месяца художница Жанна Кадырова провела на заводе. В помещениях, где раньше располагались цеха Дарницкого шелкового комбината, а сейчас торговый комплекс «Дарынок» соседствует с культурным центром Арт-завод «Платформа», она работала над новым проектом – выставкой Second hand. Экспозиция продлится до 12 мая. Накануне открытия мы поинтересовались у художницы, есть ли место искусству на заброшенном заводе и какую роль в проекте играет кафель – любимый материал Кадыровой.

Как возникла идея проекта?

Это, можно сказать, продолжение проекта, который я начала в прошлом году в Бразилии. Там была одежда из кафеля, орнаменты для которой я позаимствовала с покрытия домов на улицах бразильских городов. А сейчас это орнаменты со стен киевского Дарницкого шелкового комбината. Украинская часть проекта мне кажется интересней. Нужно учесть, что комбинат выпускал всевозможные ткани – и для одежды, и для мебели, а я сейчас использую кафель как ткань. Я заимствовала орнаменты, которые выкладывали неизвестные кафельщики советского периода, облицовывавшие цеха, туалеты, столовые и т. д.

Стенд Second hand художницы Жанны Кадыровой

Что было самым сложным в работе?

Для меня это новый интересный опыт. Арт-завод «Платформа» обещал обеспечить меня материалом и мастерской. Но я каждый день ходила в цеха – то одной плиточки не хватает, то другой. И все время видела там что-то новое. Мы пообщались с сотрудниками комбината и узнали много интересного. В рамках выставки, кстати, состоится экскурсия по комбинату – мы там будем рассказывать, как все работало. На территории ДШК была оранжерея, поликлиника, спортивные секции, самодеятельность. У предприятия была очень интересная общественная жизнь. Работая над этим проектом, я поняла, что историю здания отбрасывать нельзя. И моя задача – посредством визуального подхода привлечь внимание к чему-то более глубокому, к истории. Хотя она, вероятно, типичная для постсоветского пространства: большой завод закрывается по экономическим и политическим причинам, но как-то продолжает существовать. Там, где раньше был ткацкий цех, сейчас функционирует рынок.

Стенд Second hand художницы Жанны Кадыровой

Как история здания отразилась в вашем проекте?

Я использовала только старый кафель – и тот, что применялся в отделке, и тот, что хранился для реставрации на складах. Вся плитка произведена в советский период, я не придумала ни одного рисунка. Я сделала точную копию: как плитка висела на стене, так я и перенесла ее в свои работы. На первый взгляд кажется – это воля художника, что вот это платье красивое, а вот это – не очень. Или мне говорили: может, ты сделаешь нарядную вышиванку? А я отвечала, что не могу сделать нарядную вышиванку, потому что неизвестный мне советский плиточник ее не сделал. Не я выбрала узор, не я выбрала материал. Я что-то готовое облекла в несколько иную форму. Фабрика занималась тканями. А я кафельное убранство стен переосмыслила как ткань. На выставке будут фотографии всех стен – чтобы было понятно, откуда взят какой орнамент.

Стенд Second hand художницы Жанны Кадыровой

Получается, вначале был материал, а затем уже идея?

Когда я работала в Бразилии, обнаружила, что там очень много магазинов бывшей в употреблении плитки. Это меня впечатлило. Я давно работаю с кафелем, использую его в своих произведениях. И когда я попала в эти магазинчики, меня охватила невероятная радость. Оказывается, и такое бывает. Там очень интересные старые рисунки на плитке, хороший дизайн. И на первом этапе проекта все началось, наверное, с материала.

А здесь, на заводе, я увидела много интересных способов выкладывать плитку. В некоторых местах прямо видно, что это какое-то творчество. Хоть это и делал не художник, все равно явно заметно, что был какой-то творческий импульс. И человек что-то себе придумывал, решал творческие задачи. Все это и история места стали тем материалом, к которому добавилась моя идея.

Стенд Second hand художницы Жанны Кадыровой

Есть ли у Украины и Бразилии что-то общее, кроме давней любви к кафельной плитке?

Вообще-то общего не так много. У них сто лет войны не было. 

Теги:
искусствоукраинский дизайн

Комментарии (0)

Оставить комментарий