Войти Регистрация

Тренды
Автор: Жанна Билоцкая

Возвращение к основам

Репортаж о международной Венецианской архитектурной биеннале

trends1/2014/08/13/vozvrashhenie-k-osnovam/

Всемирная Венецианская архитектурная биеннале, помимо того, что это авторитетнейшая выставка в мире в области…

Всемирная Венецианская архитектурная биеннале, помимо того, что это авторитетнейшая выставка в мире в области архитектуры, культуры и урбанистики, еще и самая некоммерческая. Вопреки традиционному формату архитектурных выставок здесь не демонстрируют новые проекты ведущие архитектурные бюро, тем более не заключаются сделки и ничего не продается. Венецианский форум, по сути, – это своеобразные «олимпийские игры» архитектурных идей и концепций из разных стран, итог размышлений архитекторов всего мира над актуальными проблемами современности.

Обычно биеннале отводят три месяца, но в этом году срок решили удвоить, в результате этого вместо привычных трех месяцев выставка продлится почти полгода – с июня по ноябрь. В общей сложности в 2014-м в биеннале приняли участие 65 стран, десять из которых представлены в Венеции впервые, среди них Турция, Марокко, Коста-Рика, Кения, Индонезия, Новая Зеландия.

Rome – San Giacomo hospital. The ghost block of Giambattista Nolli (выставка «МирИталия»)

Венецианская биеннале – это очень масштабное действо, охватывающее весь город, но основные мероприятия проходят в двух местах. Ключевыми являються национальные экспозиции 29 стран-участниц, по традиции разместившиеся в павильонах 19-го – начала 20-го века в тенистых садах Джардини. Здесь находятся национальные павильоны старейших участниц биеннале – Великобритании, России, Германии, Испании, Франции и других стран. Вторая часть выставки рассредоточилась в многочисленных залах старого Арсенала, где также расположен и главный павильон Италии.

Countryside  worship (выставка «МирИталия»)

Тема 14-й архитектурной биеннале была обозначена как Fundamentals («Основы»). «После нескольких биеннале, которые прошли под знаком современности, Fundamentals сконцентрируется на истории, архитектурных элементах, без которых немыслимо ни одно здание любого архитектора всех времен», – так свой выбор темы объяснил главный куратор выставки и убежденный приверженец модернизма, нидерландский архитектор-деконструктивист Рем Колхас. 

Проект «Элементы архитектуры», экспозиция «Ступени»

Выставку можно условно поделить на три взаимосвязанные части – экспозиция национальных павильонов, выставка MondItalia и проект Elements («Элементы архитектуры»), подготовленный непосредственно самим Колхасом. В этом году впервые в истории биеннале национальные экспозиции стран-участниц были посвящены одной и той же теме: Absorbing Modernity: 1914–2014 («Поглощающая современность: 1914–2014»). Согласно кураторской задаче, поставленной Ремом Колхасом, экспертам нужно было исследовать глубинные процессы национальной архитектуры за последние сто лет, чтобы затем на примере собственных стран показать влияние прогрессирующей глобализации на уникальные национальные стили. Несмотря на то, что каждая из стран в поисках национальной идентичности по-своему подошла к решению поставленной задачи, тем не менее, уже при первом знакомстве с экспозициями павильонов было понятно, что всех их объединяет одна история.

Проект «Элементы архитектуры», экспозиция «Фасады»

Прекрасной иллюстрацией к заданной теме служит экспозиция павильона Франции Modernity: Promise оr Menace? («Модернизм: обещание или угроза?»). В первом же зале посетитель видит транслируемую на мониторах комедию Жака Тати 1958 года «Мой дядюшка» и здесь же макет модернистской виллы, вокруг которой, равно как и в кинокартине, разворачивается основное действо экспозиции.

Национальный павильон Франции «Модернизм: обещание или угроза?» (специальный приз жюри)

Режиссер говорил: «Я защищал маленький квартал, тихий уголок от автодорог, аэродромов, организации, современной формы жизни, ибо я не думаю, что геометрические линии делают людей счастливыми». По сюжету фильма устрашающие виды ультрасовременной виллы противопоставляются наполненным любовью к жизни кадрам старого города, который находится под угрозой сноса в угоду монотонным районам многоэтажного панельного жилья. Сами же районы были представлены непосредственно в соседних залах, в виде макетов, видеофрагментов и реальных фрагментов блочных конструкций.

Национальный павильон Франции «Модернизм: обещание или угроза?» (специальный приз жюри)

Французский павильон был отмечен специальным призом жюри. Такие же призы достались Канаде – за проект Arctic Adaptations: Nunavut At 15 и России – за проект Fair Enough: Russia’s Past Our Present.

Национальный павильон Канады Arctic Adaptations: Nunavut At 15 (специальный приз жюри)

Национальный павильон России «Вполне справедливо: прошлое России - наше настоящее» (специальный приз жюри)

Победители стали известны в первый же день открытия выставки – 7 июня. Главный приз – «Золотой лев» – присужден экспозиции Республики Корея Crow’s Eye View: The Korean. Жюри высоко оценило работу корейских специалистов, представивших архитектуру Корейского полуострова в период острой политической ситуации: в условиях разделения страны на враждующие север и юг.

Национальный павильон Республики Корея «Взгляд с высоты вороньего полета: Корейский полуостров» (приз «Золотой лев»)

Национальный павильон Республики Корея «Взгляд с высоты вороньего полета: Корейский полуостров» (приз «Золотой лев»)

Второй приз – «Серебряного льва» – получил чилийский проект Monolith Controversies. Основное внимание кураторы сфокусировали на железобетонной стене – сборном элементе панельной конструкций жилого дома, взглянув на нее через ее собственную призму как на один из главных элементов развития современной архитектуры.

Национальный павильон Чили «Монолит споры» ( приз «Серебрянный лев») © Andrea Avezzù

Национальный павильон Чили «Монолит споры» ( приз «Серебрянный лев») © Andrea Avezzù

Помимо национальных площадок и основного проекта на протяжении всей работы биеннале в Венеции проходит целый ряд параллельных мероприятий, которые рассредоточены по всему городу и размещаются в старинных дворцах и в уютных двориках венецианских домов. Наряду с образовательной миссией, подобные программы – это еще и удивительная возможность посетить исторические палаццо, распахивающие свои двери для посетителей исключительно на время проведения биеннале. Среди важных событий этого года – выставка архитектурных проектов победителей и номинантов на премию Миса ван дер Роэ Made in Europe, «расквартированная» в палаццо Микьель. Впервые на обозрение широкой публики архив современной архитектуры фонда Миса ван дер Роэ представил более 2500 проектов, номинировавшихся на премию фонда за 25 лет.

фото Жанна Билоцкая

Теги:
общественное здание

Комментарии (0)

Оставить комментарий