Войти Регистрация

Урбанистика
Автор: KATERINA OSHEMKOVA

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Выставка АРХ Москва - 2013

urban/2013/06/14/vzglyad-v-budushhee/

В мае в столице России состоялась 18-я по счету АРХ Москва. Идейный замысел выставки заключался в знакомстве с новыми…

В мае в столице России состоялась 18-я по счету АРХ Москва. Идейный замысел выставки заключался в знакомстве с новыми именами, тенденциями и технологиями. Многочисленные пункты программы были объединены общей темой Next! Проанализировать удачи и промахи организаторов мы попросили российских архитекторов, знающих архитектурную ситуацию в своей стране не понаслышке.

Анатолий МосинАнатолий Мосин, архитектурное бюро «Проект», Ростов-на-Дону
Тема АРХ Москвы 2013 – Next! В этом лозунге воплотилась основная идея выставки – продвигать проекты молодых архитекторов. Однако, судя по экспозиции в ЦДХ, кураторы АРХ Москвы, Елена Гонсалес и Барт Голдхорн, в качестве главной цели поставили перед собой «обозначение стратегии и приоритетов развития Москвы».

Раньше часто так случалось, что я старательно обходил огромные экспозиции, демонстрирующие тысячи квадратных километров жилой застройки, с логотипами спонсоров на видном месте, и испытывал смешанные чувства. Но в этом году все было иначе. Выставка получилась не парадом концептов, а манифестом политики новой команды, возглавляемой Сергеем Кузнецовым (с 2012 года главный архитектор Москвы. – Прим. ред.), которому кураторы придали лаконичную форму с четко организованными, свободно дышащими пространствами экспозиций и структурированной коммерческой частью. Все это, в отличие от прошлых лет, сформировало цельное восприятие, с фокусной точкой – экспозицией «Новая Москва».

В пространстве со светящимися пилонами лаконичный дизайн стендов напоминал о времени постройки здания. В фокусе экспозиции оказались объекты известных архитекторов, отмеченных наградами и публикациями в специализированной прессе. Собранные вместе, они представляли собой одновременно каталог лучших работ и новый стандарт подхода к современной архитектуре. Что не может не радовать, учитывая всеми признанное качество работ участников. Примечательно также размещение в экспозиции интерактивного стенда Москомархитектуры как материализации идеи взаимодействия с архитекторами.

Стенд архитекторов года – бюро Speech Чобан & Кузнецов – занял центральное место на втором уровне ЦДХ. Стоящий чуть в стороне, своими белыми стенами с рельефной графикой он создавал ощущение идеального соответствия интерьеру ЦДХ, при этом внутренняя структура стенда была совершенно иного свойства: с помощью перспективы, планировки, пропорций и цвета Speech создали ощущение старого классицистического здания со своим ритмом и атмосферой. Экспозицию рисунков Сергея Чобана и Сергея Кузнецова (кстати говоря, отличных) замыкал новый знаковый для Speech объект – Музей архитектурной графики в Берлине. Лаконичные фотографии фасадов здания, ясные планы, тщательно проработанные детали связывали в единое целое экспозицию рисунков и реализованный проект, производя сильное впечатление на зрителя.

Главными фигурами на нынешней АРХ Москве стали, безусловно, Чобан и Кузнецов. Их лекция собрала полный зал, и это ожидаемая реакция, связанная не с новой должностью Сергея Кузнецова, а с тем, что такого сочетания бесспорных профессиональных успехов, творческой зрелости и развития предложить не смог больше никто. На лекции Сергей Семенович своим обычным ровным голосом говорил о забытых в борьбе за выживание вещах. О том, что фасады нужно проектировать так, чтобы они старели красиво. О том, что рисовать архитектуру нужно собственноручно. О том, что необходимо научиться работать с деталями, потому что городская среда состоит из них. Сергей Кузнецов вполне официально заявил о политике сохранения памятников, которая не может нас не радовать, и о которой давно говорил Александр Стадник (учитель и партнер Анатолия Мосина. – Прим. ред.). Она крайне проста: если памятник имеет подтвержденную ценность, его реконструкция должна вестись без компромиссов, в полном соответствии со стандартами, принятыми во всем мире. Если нет – его место должно освободиться для здания современной архитектуры, соответствующего окружению. Общая мысль тандема была такой: для того, чтобы получить эффект Бильбао со зданием Гери, сначала нужно было построить Бильбао. Сказано это было негромко, но уверенно, что дает основания для надежды. Хотя бы в отдельно взятом городе.

Конкурс «Авангард» проходил в два этапа и был посвящен Константину Мельникову. Выставка четырех финалистов компактно разместилась в черном кубе от компании Quantum с белыми и ярко освещенными поверхностями внутри. Вокруг расположились приехавшие с миланского Salone del Mobile работы участников первого этапа, на котором были представлены проекты остановки скоростного транспорта BRT для Подольска. По итогам конкурса лучшим молодым архитектором года была признана выпускница МАрхИ Анастасия Грицкова с проектом клуба в Подольске.

Для подробного изучения материалов выставки Archiprix International Hunter Douglas Awards потребовался бы не один день. До АРХ Москвы выставка проходила в Роттердаме, Шанхае, Монтевидео, Кембридже, Глазго и Стамбуле. Работы студентов из 76 стран заняли большую часть третьего этажа, а в рамках проекта институт «Стрелка» проводил воркшоп «Десакрализация священных коров городского планирования». Экспозиция предполагала либо углубленное разглядывание огромного количества небольших изображений на общем стенде, либо знакомство с расположенными отдельно работами номинантов более крупного размера и с детальным описанием. Из них запомнились три: проект обсерватории для наблюдения за прибрежным ландшафтом в Исландии, проект центра исследований водных ресурсов в Касабланке и проект автономного мегакорабля как новой формы развития города, напомнивший мне старый фильм с авианосцем в главной роли. Такое впечатление, что архитектурные школы мира с первого курса нацеливают студентов на решение глобальных проблем завтрашнего дня, причем спектр проблем меняется в зависимости от локации школы. Что показательно, поисками формы особенно не озадачен никто – всех больше интересует функция, а точнее, социальная функция архитектурных объектов, помогающая решить местные проблемы. Наших студентов на выставке было четверо, в номинанты не попал никто.

Во внутреннем дворе ЦДХ рядом с экспозициями ландшафтного дизайна расположился социальный спецпроект «С городом на «ты», представляющий собой позитивное собрание «малых дел», призванных изменить окружающую среду силами горожан. В рамках выставки на площадке экспозиции можно было создать свой собственный проект, а также послушать лекции о тактическом урбанизме. Питерские архитекторы показали два образца малой архитектуры: сборный парковый павильон и раздвижной дачный дом-футляр. Павильон выглядел бодро, но несколько концептуально по сравнению с дачным домом, вполне готовым к серийному производству, по словам автора проекта.

Александр КупцовАлександр Купцов, Gikalo Kuptsov Architects, Москва
Каждый год, думая об АРХ Москве, делаешь прогнозы, будет ли она хуже предыдущей. Как в футболе – о сборной России. Постепенно архитектуры становится все меньше, экспозиция усыхает. Понимаешь, что кризис бывает не только экономический, но и кураторский.

За последние три года общая концепция организации выставки не претерпела изменений – АРХ Москва работает по принципу супермаркета. Спецпроекты, находящиеся вне здания ЦДХ, завлекают посетителей внутрь, на основную часть, где самые видные места (главный зал второго этажа) отданы продавцам света, мебели и других материалов и предметов, имеющих отношение к любой строительной ярмарке. Основная тема АРХ Москвы этого года – Next! – была целенаправленно уничтожена кураторами и задвинута в самый дальний угол, на третий этаж.

Выглядело это так: вместо привычной уже посетителям основной экспозиции на первом этаже …кафе. На втором этаже нас встречала экспозиция «Архитекторов года» Чобана и Кузнецова, которые выступили как художники и выставили свою архитектурную графику. В соседнем огромном зале разместились продавцы света и мебели. Между тем, одна из лучших, на мой взгляд, экспозиций этой АРХ Москвы – МАРШ (Московской Архитектурной Школы) была спрятана в маленькой комнатке, которую не сразу и найдешь. Выставка МАРШ – яркий пример того, как можно простыми средствами создать запоминающуюся экспозицию с работами студентов, выполненными на хорошем международном уровне. Чуть ниже, на антресольном этаже, можно было обнаружить экспозицию лауреатов конкурса Союза московских архитекторов «Золотое сечение – 2013», а также ленд-арт фестиваля «Архстояние – 2013».

На третьем этаже разместили 20 макетов под названием «Новая Москва», лучшие образцы того, что, по мнению кураторов, построено в Москве за последние десять лет. Если вдуматься, то для города, в котором проживает 10 % всего населения страны, это даже не «капля в море». Там же оказались работы финалистов премии «Авангард» на звание лучшего молодого архитектора России. Посетителей встречали 15 макетов автобусных остановок системы BRT от лауреатов промежуточного этапа и скрытые в черном кубе проекты четырех финалистов – замечательные работы и целостное высказывание 15 разных архитекторов. В этом году впервые в Москве проводился финал международного конкурса дипломных проектов по архитектуре Archiprix. И то, каким образом были выставлены работы, показывает отношение устроителей как к участникам, так и к посетителям. Это «обои» из сотен проектов, где ценность каждой работы стремится к нулю. Все это было невозможно рассмотреть и прочитать даже специалисту.

По моему скромному мнению, лучшее, что можно увидеть на АРХ Москве все последние четыре года, – это экспозиция премии АрхиWood. Выставка располагалась в подколоннадном пространстве, на привычном месте – в «Периптере» по проекту Gikalo Kuptsov Architects. Каждый год голосование посетителей превращается в своеобразный хеппенинг: зритель голосует, забивая деревянный гвоздь рядом с приглянувшимся проектом. Работы интересны как профессионалам, так и просто интересующимся архитектурой. На выставке представлены и частные загородные дома, и дизайн городской среды, и арт-объекты. А церемония награждения становится настоящим праздником для участников выставки.

Теги:
город

Комментарии (0)

Оставить комментарий