Войти Регистрация

Урбанистика
Автор: Екатерина Ошемкова

ПРИКЛЮЧЕНИЯ АНТИГЕРОЕВ В МОСКВЕ

Репортаж о выставке Moscow Design Week

urban/2013/12/09/priklycheniya-antigeroev-v-moskve/

В октябре в российской столице прошла 4-я Неделя дизайна, темой которой стали антигерои – DesignSuperAntiHeroes, сменившие…

В октябре в российской столице прошла 4-я Неделя дизайна, темой которой стали антигерои – DesignSuperAntiHeroes, сменившие супергероев, определявших накал страстей предыдущих московских дизайн-форумов.

 

Антигерои – это не злодеи от дизайна, как можно было бы подумать, а люди, творившие его историю в 1970–80-е, выходя за общепринятые границы и смешивая жанры и виды в акте свободного творчества. В рамках проекта Design SuperAntiHeroes его куратор Грегорио Спини (Gregorio Spini) представил ретроспективную выставку работ легендарной студии Alchimia, идейными вдохновителями и творцами которой были Алессандро Мендини, Этторе Соттсасс, Микеле Де Лукки, Андреа и Алессандро Гурьеро и который, кстати говоря, лично присутствовал на открытии и прочитал лекцию. Деятельность студии стала логическим продолжением движения «антидизайн», возникшего еще в 1960-е благодаря первым итальянским радикалистам из Archizoom и Superstudio, ратовавшим за дизайн, свободный от диктата массового производства.

Design SuperAntiHeroes: студия Alchimia

Второй частью этого проекта стала экспозиция миланской галереи дизайна Dilmos, открывшейся в 1980 году и представленной в Москве работами Рона Гилада, Маурицио Каттелана, Дэнни Лейна, Андреа Сальветти, Алессандро Чиффо, Серджио Рива, а также Марко Стефанини, основателя студии DumDum.

Design SuperAntiHeroes: галерея Dilmos

Эти две составляющие одного проекта – ретроспектива Alchimia и Dilmos, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, могли дать посетителям Moscow Design Week достаточно точное представление об итальянском дизайн-процессе 80-х годов, противостоящем тогдашнему мейнстриму. А также напомнить о цикличности истории: то, что когда-то, в веке 20-м, было антидизайном, на новом витке превратилось в дизайн-арт и заняло свою нишу в истории века 21-го.

 

Наряду с историей итальянского дизайна в центре Artplay, на главной площадке Moscow Design Week 2013, зрители смогли узнать, что Словения – страна пусть и не со столь богатым, но не менее интересным дизайнерским прошлым. Выставка Silent Revolutions / Contemporary Design in Slovenia, представленная в Москве, путешествует по Европе с 2011 года, когда ее впервые увидели посетители London Design Festival, а затем и Dutch Design Week в Эйндховене. В 2012-м выставка побывала в Triennale Design Museum в Милане и в Maribor European Capital of Culture в родной Словении, а также на Belgrade Design Week в Сербии и Helsinki Design Week в Финляндии. 2013 год ознаменовался участием в Designforum Wien в Австрии, а затем и в Московской неделе дизайна.

Silent Revolution

Экспозиция, представляющая предметы, созданные на протяжении более чем 20 лет существования молодой европейской страны, как промышленным методом, так и силами самих дизайнеров, не случайно получила название «Тихие революции». «Тихие», потому что, несмотря на существование и развитие словенского дизайна, страна не заявила о себе в полный голос в более широком международном контексте. А слово «революции» отражает характер многих представленных на выставке объектов, чья инновационность, хоть и не была в свое время отмечена по достоинству, оказала влияние на развитие всего европейского дизайна.

 

Надо признать, что именно эта экспозиция привлекла наиболее пристальное внимание посетителей Moscow Design Week, полностью оправдав свое название. Не зря именно к ней «примкнул» Филипп Старк – главная звезда лекционной части Недели дизайна, пусть его выступление и не было напрямую связано с Silent Revolutions. Московской публике Старк поведал о новейшей технологии домов-конструкторов, разработанной им совместно с инжиниринговой компанией из Словении, а это если и имеет непосредственное отношение к стране как к производителю, то с точки зрения национальности дизайна говорит скорее о глобальности нынешнего исторического этапа. И лишний раз свидетельствует о том, что компании-производители по-прежнему склонны больше доверять приглашенным «звездам», а не открывать, воспитывать и поддерживать своих. Это беда многих, не уверенных в себе и не имеющих богатой истории в дизайне, стран.

 

Вопрос «почему Moscow Design Week не занимается своим прямым делом – промоутированием российского дизайна?» все еще остается открытым.

Теги:
мебельсветдекор

Комментарии (0)

Оставить комментарий