Войти Регистрация

Урбанистика
Автор: Владислава Буркат

Поиграем в урбанистику

О том, зачем и как детям изучать антропогенную среду

Поиграем в урбанистику

urban/2015/10/29/poigraem-v-urbanistiku/

Сегодня многие говорят про урбанистику, парки, архитектуру, городское планирование. Многие заново учатся смотреть…

Сегодня многие говорят про урбанистику, парки, архитектуру, городское планирование. Многие заново учатся смотреть на город, в котором живут уже много лет, на личное и общественное пространство. Но взрослым сложно учиться и уж тем более переучиваться. Гораздо лучше будет, если современные представления о городе будут заложены в человека с детства. Немцы, например, так и делают.

JAS

«Киев — красивый город. Он такой древний и большой, — делится впечатлениями Барбара фон Ягоу, архитектор, консультант по детскому воспитанию и член организации JAS (Jugend Architektur Stadt, Молодеж Архитектура Город), которая учит детей и молодежь правильно воспринимать антропогенную среду. — Конечно, у вас есть проблемы, уличная торговля например. А в Мюнхене тоже есть проблемы: не хватает жилья и земли. Поэтому люди строят маленькие дешевые дома, которые не всегда хорошо выглядят. Точнее, почти никогда». Большинство киевлян живет в спальных районах, и хорошо, если прямо возле дома нет «куста» киосков, или рынка, или лебедя из шин, а, наоборот, есть дерево или даже несколько. Дети каждый день выходят на улицу и видят то, что там есть, не больше и не меньше. И для них увиденное становится нормой. Против этого и борется организация JAS, представители которой хотят научить детей отличать хорошо организованное городское пространство от плохого, понимать, что вокруг тебя правильно, а что нет и как это улучшить. В Киеве при содействии “Фонда мобильности” от Goethe-Institut Ukraine при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии и помощи организации "Детские географии", Барбара провела лекцию для взрослых и воркшоп для детей, показав, как именно они работают. 

Один из воркшопов JAS

Результат одного из воркшопов JAS. Для моделирования пространства дети используют доступные и понятные им материалы

«В 2005 году пятеро моих коллег собрались и решили что-то изменить. Они придумали учебную программу для детей и молодежи, которая до сих пор реализуется во время летних каникул. Мы учим их воспринимать окружающую среду острее. Наши методы легко описать фразой Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». То есть мы учим их видеть, исследовать, создавать и презентовать. С тех пор количество членов нашей организации выросло, количество проектов тоже. Мы работаем по всей Германии со школами, муниципалитетами, частными компаниями. В 2010 году мы открыли школу в Эссене. Наша работа распространяется не только на детей, но и на взрослых: мы издаем методички для учителей и воспитателей, проводим для них мастер-классы и тренинги». При этом Барбара — практикующий архитектор и мать троих детей, самому младшему из которых семь. «Я и члены моей организации не стремимся вырастить маленьких архитекторов или дизайнеров. Наша цель — воспитать поколение, которое сможет взять на себя ответственность за архитектуру и пространство будущих городов».

Один из воркшопов JAS

После экскурсии дети должны были сделать скульптуры из того, что нашли, на локации

Методы организации отличаются от того, что делают взрослые, когда проводят анализ ландшафта, планируют или проектируют. «Дети не могут знать, как правильно расположить окна, какая стена несущая, какие материалы лучше использовать для потолка или пола, но они знают, что для них лучше и как удобнее». Один из самых крупных проектов JAS — Campus Freiham. Это комплекс учебных заведений в новом районе, который строится под Мюнхеном. Застройщики и городские власти решили объединить учебные заведения для разного возраста в один кампус и инициировали проект, в котором дети и молодежь могли бы поучаствовать в планировании и рассказать, какой они хотят видеть свою будущую школу. «Около двух недель 150 учеников принимали участие в воркшопах, разделившись на возрастные группы». Дети обсуждали комнаты для учебы и отдыха, как будет выглядеть столовая, как они будут передвигаться, строили модели из картона. На основании этого члены JAS составили документ с рекомендациями, которые отдали застройщику. Его не только приняли к сведению, но и попросили подробностей. Для этого стартовала серия мастер-классов, где дети работали с материалами. Им дали дерево, металл, разноцветные ткани, пластик разной формы. С их помощью дети могли изобразить, как они видят кафетерий или спортзал, двор или класс. Результат получился впечатляющим.

Работа детей во время планирования Campus Freiham

Дети и порт

Мастер-класс проходил в пространстве Port creative hub, которое находится прямо на набережной в промышленной части Подола. Здесь на четвертом этаже здания и расположился хаб для лекций, мастер-классов и прочих образовательных программ. Высокие потолки, кирпичные стены, железные решетки прилагались. Это важно, потому что с этим и будет связана дальнейшая деятельность небольшой группы детей от 6 до 17 лет и нескольких взрослых. Все сели в круг и начали знакомиться. «Зрительный контакт на одном уровне глаз очень важен. Ты не должен быть выше, иначе ребенок будет считать тебя учителем, которому нужно угодить, угадав, какой ответ на вопрос правильный, а не отвечать честно», — объясняет Барбара.

Первым заданием было написать свое имя и нарисовать что-то, что ассоциируется лично у тебя с домом. Кто-то нарисовал кресло и книгу, кто-то своего кота, Барбара — чашку чая и свою семью. Еще одна девочка изобразила книгу и свою собаку под креслом, которая грызет носок, другая — камин, ставший фаворитом как главный символ домашнего уюта. «Во время этого упражнения каждый думал о доме, об уюте, настроился на что-то комфортное и личное. Это первый шаг нашего упражнения».

Далее нужно было осмотреть предметы на столе, среди которых было что попало: разноцветные носки, зонт, рюкзак, яблоки и конфеты, карандаши и ленты, разноцветный скотч. Потом вспомнить дорогу, по которой пришел, найти место, которое запомнилось больше всего, взять предмет или предметы со стола и расположить там. Или начать с предмета и подумать, где его не хватает. Потом придумать об этом историю и рассказать ее. Все очень просто, странно и немного непонятно. Дети с радостью принялись бегать вокруг стола и трогать все подряд. Тогда задание немного усложнилось: нужно было разбиться на пары, желательно с незнакомым тебе человеком. «Ты можешь придумать что-то и воплотить это. Но когда тебе нужно аргументировать свою позицию, доказать, объяснить, соединить две идеи вместе, они становятся интереснее и продуманнее», — говорит Барбара.

Самое интересное началось, когда все дети, бросив планшеты и мобильные телефоны, начали что-то резать, рисовать, клеить, разворачивать конфеты (и даже не для того, чтобы съесть) и куда-то бегать. «Они все разного возраста, они вынуждены находить общий язык. Обратите внимание, даже мальчики постарше, которые делают вид, что эти детские игры их не интересуют, тоже увлеченно следят друг за другом и ведут диалоги». Все действо заняло около получаса. Когда все проекты были закончены, вся группа направилась слушать истории.

Первая девочка лет 13 рассказывала про «волшебный зонт»: его ветром принесло на деревянный причал с хризантемами, а на самом деле он переносит того, кто его найдет, особенно в промозглую дождливую погоду, домой, под теплое одеяло или в уютное кресло. Мальчик-восьмиклассник наклеил на перила железной лестницы крест из серебряного скотча. На вопрос, почему он так сделал, он ответил: «Мне не нравится это здание напротив, я его вычеркнул». И правда, глядя на заводские хранилища-цилиндры, понимаешь, что без них было бы лучше. Самая младшая девочка рассказала историю про конфеты, которые хотят сами выбирать, кто их будет есть. Для этого она развесила их на головах-скульптурах, которые, очевидно, остались с предыдущего мастер-класса. Фаворитом снова стал камин, на этот раз сооруженный из лент в углу аудитории.

«Дети занимались сторителлингом. Они не задумывались о том, для чего предназначено это здание исторически или как оно используется сейчас, они придумывали что-то свое, основанное на своей памяти. Они задумались о том, что им интересно в этой локации, что они сейчас чувствуют. Например, этот камин: сначала девочка нарисовала очаг, а эта команда решила, что здесь холодно и не хватает уюта, и вот он здесь появился. Они воспринимают пространство по-новому, пока ищут идеальное место для своего предмета, обсуждают его. Как в случае с зонтиком: девочка выбрала самый яркий и круглый куст желтых хризантем, который похож по форме на синий зонтик. Дети сейчас не делали ничего, что напрямую связано с архитектурой, но их восприятие окружающего пространства напряжено до предела, они фокусируются на деталях, трогают и чувствуют материалы, они формируют свое восприятие прекрасного. Как мальчик, который перечеркнул здание. Возможно, он не обратил бы внимания на это здание, если бы просто шел по улице».

Барбара не делала никаких выводов и не оценивала проекты детей, просто сказала им, что все молодцы. Конечно, вряд ли кто-то из них на следующий же день вышел из дома с чувством несовершенства окружающего пространства или желанием снести киоск напротив. Но благодаря таким программам и воркшопам мы можем надеяться, что, когда наши дети вырастут, они не будут строить дворец с позолотой и лепниной, будут ценить окружающий пейзаж и знать, что лавочка-фейк — это плохо, а дорожку надо строить там, где ходят люди, а не там, где захотел застройщик. Ведь это они будут строить наш город будущего.

[]

Комментарии (0)

Оставить комментарий