Войти Регистрация

Урбанистика

Теоретик – практикам

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Джейн Джекобс, теоретика городского планирования и активистки движения нового урбанизма.

Теоретик – практикам

urban/2016/05/04/teoretik-–-praktikam/

Нет ничего нового. Вообще. Все – старое. Только называют иначе, обновляют для создания информационных поводов…

Нет ничего нового. Вообще. Все – старое. Только называют иначе, обновляют для создания информационных поводов и присваивания достижений. Еще 50 лет назад в Америке канадка Джейн Джейкобс написала о том, какими должны быть города, определила их как сообщества нового типа, сама структура которых должна помогать жителям взаимодействовать, а не просто добираться из точки А в точку В (по этому поводу Дуглас Адамс вообще предложил изобрести точку С, в которой можно оставаться долго, в мире и спокойствии, без надобности перемещений вовсе). В честь дня рождения Джейн мы решили напомнить о ней и ее главной книге «Смерть и жизнь больших американских городов» нашим читателям.

«Унылые, инертные города, это правда, содержат зерно разрушения и мало чего сверх этого. Но живые, разнообразные, активные города также содержат зерно, зерно собственной регенерации, в них достаточно энергии, чтобы решить проблемы и удовлетворить потребности изнутри».

Джейн родилась в 1916 году в Пенсильвании. Первая мировая война, волнения на востоке, революция в Китае, такой себе год. После окончания колледжа работала ассистенткой в редакции женского журнала, а потом случилась Великая Депрессия и работы в маленьких городах не осталось вовсе. В Нью-Йорке Джейн подрабатывала стенографией и писала для всех изданий, которые брали ее работы и могли заплатить хоть какие-то деньги. Окончила Колумбийский Университет. Брак с архитектором антикоммунистом сильно сместил интересы Джейн в сторону - от феминистских вопросов к городским: в то время окраины городов США активно застраивались бюджетными уродскими зданиями, подробнее описывать которые жителям пост-совка нет необходимости.  Так Джейн попала в журнал Architectural Forum в Вашингтоне и ударилась в урбанистику: на велосипеде она объезжала все закоулки города и прилегающие городки, общалась с архитекторами, пила кофе на стройплощадках с прорабами, интересовалась у простых граждан о жизни, наблюдала изменяющиеся улицы. В общем, делала годами все то, что современные юные урбанисты умудряются проскочить за 3 месяца на мастер-классах, а потом выступают с лекциями о ревитализации промзон.  

jacobs jane

Ее первым большим заданием стал репортаж об обновленном плане для Филадельфии архитектора Эдмунда Бэкона. Джейн раскритиковала план, поскольку улучшения условий жизни в более бедных районах в нем были не то чтобы не учтены, но полностью отброшены за ненадобностью. Вредную журналистку и ее статьи заметил епископский священник из Гарлема, написал ей письмо, мол: так и так, это вы еще наш район не видели. Джейн вызов приняла и отправилась изучать урбанистику Гарлема, точнее – ее отсутствие. Уже через несколько месяцев она толкала пламенную речь в Гарвардском Университете в стиле «I have a dream» о том, что уважение – одна из важных составляющих фундамента города.

«Проблема чиновников в том, что они хотят провести невероятно глубокие изменения и выбирают невероятно поверхностные средства для этого».

Публикации и выступления, одно за другим, и вот уже Джейн – рупор урбанистики нового времени, планирования, которое прежде всего учитывает потребности населения и от того и пляшет: прежде – удобство людей, и лишь в самом конце – удовлетворение строительных амбиций и демонстрация власти олигархов. Никаких бараков, никаких спальных районов и гетто: школы, скверы, общественные пространства, клубы и спортивные площадки, улицы – для жизни, а не для коротких перебежек вдоль забора.

jane jacobs

Вся эта бурная деятельность привлекла внимание Фонда Рокфеллера, который на тот момент уже был в теме и активно поддерживал урбан-программы Массачусетского Технологического Университета (самого лучшего учебного заведения в мире на протяжении уже почти 50 лет). Фонд выдал Джейн гранд и усадил за систематизацию увиденного и сказанного за годы, и в 1961 году вышла книга «Смерть и жизнь больших американских городов». До самой смерти в 2006 году Джейн не оставляла избранную тему, вела ее столь же бескомпромиссно и честно, как и все годы до того, сотрудничала со многими общественными организациями по всему миру, читала лекции, писала статьи и умерла, надеемся, с чувством «ну, я сделала все что смогла».

«Чем успешнее город сочетает разнообразие использований и пользователей своих улиц, тем успешнее его население оживляет и поддерживает хорошо расположенные парки, таким образом в окрестности возвращается радость вместо бессодержательности».

А теперь о книге «Смерть и жизнь больших американских городов». Главной идеей, которую Джейн хотела донести этой книгой и многочисленными статьями, является следующее: только естественное развитие города способно создать город удобный для жизни людей, а все способы реорганизовать пространство в интересах крупного капитала или чьей-то личной эстетики уничтожают и смысл и красоту. Глядя на винигретный Киев с проваленными ступенями логики и выступающими шишками безудержной фантазии дорвавшихся, с ней сложно не согласится.

jane jacobs

Спонтанность жизни и следование за потребностями жителей – самая замечательная урбанистика по мнению автора книги. Именно поэтому в ней, в книге, описаны вещи на первый взгляд примитивные, но на самом деле – базовые. Использованию тротуаров посвящен целый раздел: тротуар для прогулок, общения, для детей, что такое безопасность и как выглядят и должны выглядеть тротуары в разных частях города, в центре и на окраине. Отдельно описано разнообразие городов с точки зрения действий в них, использование общественных пространств, как это разнообразие можно распределять и сделать доступным для жителей всех районов города (помните? – никаких спальных районов). И, наконец, книга о социальном жилье, о естественных периодах упадка и подъема города и/или отдельных его частей, о трущобах, пустотах и, конечно, об автомобилях и контроле их количества.

«Пробки на дорогах вызваны транспортными средствами, а не людьми».

Во введении к книге Джейн пишет: «Обосновывая переход к новым принципам, я буду писать главным образом о повседневных, обыденных вещах: какие городские улицы более опасны, какие менее; почему одни городские парки великолепны, а другие представляют собой капканы порока и смерти; почему одни трущобы остаются трущобами, а другие возрождаются и оживают даже вопреки финансовому и административному противодействию; что заставляет перемещаться центры активности в деловых городских районах; что такое округа в большом городе (если она существует) и какие функции она выполняет (если выполняет). Короче говоря, я буду писать о том, как большие города действуют в реальной жизни, потому что только так можно понять, какие принципы проектирования и способы реконструкции увеличивают социальную и экономическую живучесть городских территорий, а какие, наоборот, парализуют их существование».

«Быть человеком вообще сложно, а потому все виды человеческих поселений (кроме волшебных замков) сталкиваются с проблемами. В больших городах есть сложности с изобилием, поскольку в них изобилие самих людей».

С днем рождения, Джейн. И спасибо.

Книга переведена на русский язык и доступна для покупки и чтения в интернет-магазинах и онлайн-библиотеках.

Теги:
урбанистикагородархитектура []

Комментарии (0)

Оставить комментарий