Войти Регистрация

Урбанистика
Автор: Анна Кислицкая

Река, которую мы топим

Португальский ландшафтный архитектор Тьяго Торрес Кампос представил проект о Днепре и антропоцене

Река, которую мы топим

urban/2016/05/27/reka-kotoruyu-myi-topim/

Если продолжающийся цирк, в который превратился конкурс на должность главного архитектора Киева (согласно последним…

Если продолжающийся цирк, в который превратился конкурс на должность главного архитектора Киева (согласно последним новостям, в середине лета состоится совсем новый конкурс, потому как старый однозначно провалился), стал самой обсуждаемой негативной темой в сфере украинской урбанистики, то Architectural Festival CANactions заслуженно оказался в медиапространстве на противоположном полюсе. Но праздник закончился, гости разъехались. Мы же продолжаем обрабатывать тонны полученной информации.

Сегодня мы расскажем о проекте ландшафтного архитектора из Португалии Тьяго Торреса Кампоса «Ландшафт для антропоцена» на примере Днепра, который архитектор представил в Киеве. Проект вызвал массу дополнительных вопросов, и в этой статье мы постараемся разобраться в этой теме более детально.

Антропоцен — новый термин, название геоэпохи с высоким уровнем человеческой активности, нашей Tiago Torres Camposэпохи то есть. Проект «Ландшафт для антропоцена» исследует, как именно деятельность человека изменяет ландшафт и как эти изменения влияют на жизнь людей на этой и прилегающих территориях, распространяясь гораздо дальше и внося поправки гораздо более значимые, нежели мы можем себе представить. Данное видение эпохи развития геологии напрямую связано с термином «космический корабль Земля», который использовали многие политики, ученые и, конечно, писатели, включая Джорджа Оруэлла в книге «Дорога на Уиган-Пир». Данный термин обозначает отношение к земле как к космическому кораблю с ограниченным запасом ресурсов, несущим сквозь безвоздушное пространство холодного космоса всех людей.

Именно поэтому архитектор начал презентацию проекта с описания изменений в экосистеме планеты, которые еще совсем недавно воспринимались нами как вероятные события далекого будущего, пока не оказалось, что не нужно ждать сотни лет до появления первых экологических беженцев.

На сегодняшний день люди перемещают вдвое больше грунта и воды, нежели все океаны, моря, реки и озера, вместе взятые; мы изменили состав атмосферы, рисунок поверхности Земли, уровень радиоактивности, соотношение и отношения воды и суши. За один день человечество потребляет 400 лет ископаемого топлива (если измерять его не в тоннах и центнерах, а в годах, которые потребовались на формирование этих минералов и веществ). И так далее, и тому подобное. Постоянно растущее население Земли столь прожорливо и столь деятельно, что сама Земля уже с трудом с этим справляется.

Кроме того, продолжается самая массовая миграция людей за все время существования цивилизации, и не из Сирии в Германию, а из сел в города. Города растут, становясь центральными механизмами новой глобальной системы. Но фокус в том, что даже в самых развитых странах города растут хаотично, поглощая территорию и ресурсы без учета последствий и поправки на экологию. Проблема не в изменениях, которые есть суть жизнь, а в скорости и бессознательности, с которой люди претворяют их в жизнь в попытке создать эстетический рай. И ответственность за представления о «рае» лежит на художниках, дизайнерах, людях, формирующих моду, вкус и тренды.

Так выглядит картина сверху. Теперь давайте рассмотрим ситуацию с примеркой на конкретную территорию — долину Днепра. Это третья по площади бассейна река в Европе, главная водная артерия Украины, которая занимает 40% территории страны и содержит 80% всех наших водных ресурсов. На берегах этой реки построены три весьма крупных города: Киев, Днепр и Запорожье. И если перестать смотреть на Днепр с точки зрения дачника или туриста, становится понятно, что более тысячи лет наличие этой реки определяет жизнь нашего народа. Несмотря на столь важное место в нашей истории, то, на что стала похожа река за последние 50 лет, особенно в пределах крупных городов, — страшный сон, не слабее Чернобыля.

Антропоцен глазами британского подводного скульптора Джейсона де Кайреса Тейлора

Каскад дамб и гидроэлектростанций разделил реку и превратил ее во множество соединенных между собою водохранилищ, что изменило все гидрологические процессы (испарение, замерзание). Загрязнение химическими отходами, которые сливают заводы, и радиоактивными элементами из чернобыльской зоны, разрушение дамб и последующее затопление низин, близость городских свалок — самые простые проблемы, с которыми Днепр уже столкнулся и которые в ближайшее время могут полностью изменить жизнь людей в городах на реке. Именно поэтому антропоцен предлагает рассматривать реки, подобные Днепру, не как стабильные, но как динамические системы, несущие в себе как возможности, так и угрозы.

Теперь о столичной части реки. Старая часть Киева расположена на правом берегу, покрытом холмами и пересеченном множеством подземных притоков Днепра. Здесь же, на правом берегу, находятся важнейшие государственные учреждения страны, здания, занесенные в список мирового наследия ЮНЕСКО. В ХХ веке город стал расширяться на левый берег реки, там было запущено множество масштабных гидро- и технических проектов. Строительство дамбы существенно изменило уровень воды в реке, береговую линию, глубину и так далее. Всего за несколько десятилетий город, его жители и река потеряли связь, сформировавшуюся за многие сотни лет. На сегодняшний день осталось лишь 15% береговой линии с открытым доступом, 55% находятся под угрозой утилизации, а оставшиеся 35% полностью закрыты для общественного пользования. Для болотистых низин реки и островов это означает уничтожение.

Возвращение Днепру статуса центральной фигуры киевского и украинского ландшафта, признание его влияния на город и жителей — действие, которое должно предпринять общество для возобновления многостороннего контакта с рекой, которая самим своим существованием может помочь современным градостроителям, дизайнерам, ученым создать пространство, здоровое и экологически, и эстетически.

С этой точки зрения антропоцен актуализирует наши отношения с ландшафтом, превращая нас из потребителей в сосоздателей. Принятие идей и принципов антропоцена имеет огромную важность для переосмысления целей и методов современной архитектуры и дизайна, требует включения большего количества факторов и привлечения более широкой аудитории при разработке и создании архитектурных проектов. И потому на сегодняшний день наибольший вызов для архитектуры — перестать быть просто реакцией на изменения и превратиться в диалог между рукотворным и нерукотворным миром. 

Теги:
ландшафтурбанистика []

Комментарии (0)

Оставить комментарий