Войти Регистрация

Урбанистика
Автор: Владислава Буркат

Я у мамы урбанист

Что делать детям на таких фестивалях, как CANactions, и в таких играх, как Minecraft.

urban/2016/05/28/ya-u-mamyi-urbanist/

Количество инициатив, мастер-классов, курсов, фестивалей и других активностей для детей уже давно в несколько…

Количество инициатив, мастер-классов, курсов, фестивалей и других активностей для детей уже давно в несколько раз превышает возможности нормального ребенка и его родителей, посему приходится выбирать, что важнее и нужнее. Одни предлагают сегодня или в крайнем случае завтра сделать ваше чадо Малевичем, другие — превратить его в Майю Плесецкую либо солистку оперного театра, есть курсы, где можно просто заплатить денег и поставить галочку в графе «Хороший родитель», так толком и не разобравшись, в чем же была суть. Но есть организации, которые ставят перед собой другие цели. Например, научить ребенка тому, что такое пространство вокруг тебя и как ты можешь на него повлиять. «Дитячі географії» — одна из уникальных инициатив в этом смысле.

Типи, орнаменты и юные урбанисты

Мы уже рассказывали об одном из воркшопов организации, где группа детей училась взаимодействовать с окружающим интерьером и экстерьером под чутким руководством Барбары фон Ягоу — архитектора, консультанта по детскому воспитанию и члена организации JAS (Jugend Architektur Stadt), которая учит детей и молодежь правильно воспринимать антропогенную среду. В этот раз в рамках международного фестиваля CANactions детям предложили изучить азы мобильной архитектуры, самостоятельно построив индейское типи. Вели воркшоп Юлия Соболь, одна из создателей «Дитячих географій», и группа художников "665", Марина Хрипун и Алексей Войтих. Они рассказали о разных типах мобильной архитектуры и о том, как культура той или иной нации на нее влияет. Например, говоря о типи, обсуждали орнаменты индейцев, как они выглядят и что означают. Потом каждый должен был построить свой прототип из бумаги и палочек, а затем приступить к постройке полноразмерного типи. 

Пока дети были заняты, мы расспросили Юлю о том, как возникла идея привлекать детей к градостроительству. «Во время работы на фестивале "Молодость", я иницировала организацию работы детской комнаты - для удобства родителей-зрителей. Затем предложила сделать то же самое на прошлогоднем фестивале документального кино DOCUdays UA - но уже с остновательной образовательной программой. Программа получилась успешной и интересной, и тогда вместе с Галиной Сухомудь, которая занимается урбанистикой, мы создали инициативу для развития пространственного мышления у детей, а также вовлечения их в жизнь и развитие города. Прописали концепт и подали его на финансирование по программе малых грантов Фонда Бьолля. Нам удалось получить грант на организацию летнего события - детского урбан-лагеря, который проходил параллельно с лекциями и исследовательской программой. С тех пор мы регулярно участвуем в таких фестивалях, как "86" в Славутиче, Docudays и CANactions, со своими инициативами для детей», — рассказала Юля. 

Школьные площадки и Minecraft

Еще одна инициатива, к которой причастны «Дитячі географії» — проект «Мрій.Грай.Дій», осуществляемый еще двумя общественными организациями "Культурний ді@лог" та "urban куратори". Его задача — привлечь школьников к созданию игровых площадок на территории своих школ при помощи компьютерной игры Minecraft. Это сейчас самая популярная, довольно простая игра с минимальными требованиями как к компьютеру или планшету, так и к пользователям, зато с безграничными возможностями для строительства. Таким образом даже ребенок младшего возраста может создать архитектурный макет уровня, скажем, Захи Хадид.

 

Так вот, посетив немецкий форум Forum Participatory Development, организаторы проекта узнали про успешную реализацию такой практики и решили привезти ее в Украину. Первыми участниками проекта стали лицей №4 в Кременчуге и киевская гимназия №172 «Нивки». Проект делится на три этапа, на протяжении которых дети сначала исследуют свою школу, двор, изучают потребности, потом создают проекты в игре, архитекторы-партнеры их дорабатывают, и затем все вместе его реализовуют. Загвоздка, как всегда, возникает на последнем этапе, так как деньги собираются путем краудфандинга. Тем не менее школе в Кременчуге уже удалось собрать часть ресурсов, чтобы начать реализацию своего проекта. «Этот проект очень важен для нас, поскольку мы видим огромную его пользу. Школьники взялись за работу с огромным энтузиазмом и, ничего не зная об архитектуре, создали двухэтажный спортивный комплекс, которому удивились даже профессионалы», — рассказывает Юля. 

Кармические долги и детская фантазия

Когда мы вернулись на воркшоп, пол и дети были в краске, индейские сладости с кленовым сиропом были съедены, а в типи по очереди заселялись новые жильцы. Удивительно, что коммуникация была налажена самостоятельно, и пусть типи помогали строить взрослые, дети активно принимали участие в этом процессе. Орнаменты на ткани были совершенно разными, как на большом типи, так и на маленьких прототипах, но все со смыслом. Кто-то нарисовал флаг Украины, кто-то оставил свой след в буквальном смысле, кто-то изобразил животных-защитников. Все это говорит о безграничной детской фантазии, которую крайне важно направить в правильное русло. «Мы выбрали урбанистику, потому что в городе дети — одна из самых слабозащищенных групп, такая же, как, например, пожилые или люди с ограниченными возможностями. Поэтому мы хотим обратить внимание взрослых архитекторов, которые строят города, большие дома и дороги, на интересы этой важной группы жителей. А детям показать, что их мнение тоже важно и учитывается», — делится Юля. Демонстрируя детям, что они могут что-то изменить, мы делаем вклад в будущее городов, ведь именно они будут если не строить, то формировать мнение общества о том, каким должно быть правильное городское пространство.

Так вот, дяди и тети архитекторы и дизайнеры, мы нашли прекрасный способ отполировать карму: акция на краудфандинговой площадке Biggggidea в самом разгаре. Возможно, самое время позаботиться о преемниках путем инвестиций в будущее архитектуры?

Фото Андрей Михайлов

Теги:
урбанистикаархитектура для детей [{"MIGX_id":"6","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/img-2016-05-21-125519-hdr.jpg"},{"MIGX_id":"3","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/img-2016-05-21-125035-hdr(2).jpg"},{"MIGX_id":"4","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/img-2016-05-21-125219-hdr(2).jpg"},{"MIGX_id":"5","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/img-2016-05-21-125247-hdr(2).jpg"},{"MIGX_id":"1","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/066-20160521-7333-a-mikhaylov.jpg"},{"MIGX_id":"7","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/img-2016-05-21-132145-hdr(2).jpg"},{"MIGX_id":"8","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/img-2016-05-21-132112-hdr.jpg"},{"MIGX_id":"2","description":"","image":"content\/categories\/urbanistika\/canactions-kids\/067-20160521-7334-a-mikhaylov.jpg"}]

Комментарии (0)

Оставить комментарий