Гид по Стокгольму

Сергей и Светлана Забуранные
19 июля 2018 г.
Дизайнеры Светлана и Сергей Забуранные рассказывают о семи ключевых тенденциях, обозначенных неделей дизайна в Стокгольме.
article-image

Нельзя сказать, что тенденции новые, но каждая показывает вектор, в котором двигается современный мир.

1. Смарт-минимализм

Для стран Скандинавии минимализм имеет особое значение. Это больше, чем продуманная функциональность или наследие модернизма — это образ мышления. Местным фабрикам чудесным образом удается создавать простые вещи, которые не выглядят бедно — минимум декорирования, но со сложной игрой текстур и фактур и оригинальным функциональным применением.

На выставке можно было увидеть много модульной мебели и продуманных композиционных решений, большинство предметов дополнено высокотехнологичной инженерией. К примеру, столы можно регулировать по высоте, кресла — по глубине посадки и высоте подлокотника, в модульных мягких системах предусмотрена быстрая (буквально в несколько секунд) трансформация.

2. Craftsmanship

Как бы далеко не уходило массовое производство, как бы часто не использовали 3D-моделирование, скандинавы обожают ручное мастерство. Безусловно, многое на выставке создано благодаря новым технологиям, но как же приятно видеть деревянную корпусную мебель ручной работы, керамику или ковер, изготовленные по традиции из овечьей шерсти. Большинство локальных скандинавских брендов специализируется именно на этом, считая ручное мастерство «true-дизайном». Так, датский бренд Broste Copenhagen создает удивительный текстиль по старинным технологиям, а Carl Hansen & Søn все также плетет свои стулья вручную. Чего только стоят изящные деревянные игрушки от Woud!

Carl Hansen & Søn

3. Ближе к природе

Речь идет не только об экологических материалах и натуральных оттенках, но и о поиске вдохновения в природе, ведь скандинавы к ней очень трепетно относятся. Дизайны многих новинок были навеяны северной природой. К примеру, коллекция смесителей от Gessi создана под впечатлением от горных ручьев — изделия сами по себе напоминают камни и именно из них и сделаны.

Многие фабрики подняли в дизайне своих продуктов проблему экологии и представили новинки, созданные из вторсырья и/или с возможностью последующей переработки. Так, бренд Edsbyn делает звукопоглощающие панели и перегородки из переработанного пластика и текстиля. Датский производитель Moebe создает функциональный декор из промышленных отходов, а IKEA презентовала кухонные фасады из переработанного пластика и коллекцию стульев Odger от Form Us With Love из агломерата — переработанного пластика и деревянной стружки. Все эти изделия реализовываются в промышленных масштабах, их внешний вид, эргономичность и тактильные качества впечатляют.

4. Любовь к материалу

Правильная обработка материала, внимание к его фактуре и естественной реакции на окружающую среду — темы, все чаще поднимаемые в дизайн-дискурсе. Не зря многие предметы визуально «выигрывают» именно за счет игры с красивыми текстурами. В почете не только натуральные, но и искусственные материалы.

Многие производители экспериментируют и с традиционными материалами — фабрика Muuto в обновленной коллекции кресел к каркасу из пластика добавила 25% деревянной стружки, что позволило создать более мягкий визуально и приятный тактильно стул. А новое кресло The Rose Chair шведского бренда Massproduction выглядит в интерьере словно скульптура: уникальной формы удалось добиться только после того, как дизайнер Крис Мартин напечатал прототип 1:1 на крупномасштабном 3D-принтере. Модель выполнена из гнутой однослойной древесины.

Muuto

5. Больше цвета

Забудьте о традиционном белоснежном шведском интерьере — такие сейчас создают для апартаментов, которые будут сдавать в аренду. На самом деле скандинавы обожают цвет и, что немаловажно, умело с ним работают. Это доказали палитры, подобранные для стендов компаний-экспонентов и их новых коллекций. Все оттенки — многосложные и густые. Самые популярные решения — one color, припыленные и глубокие насыщенные тона — сочетают с натуральными оттенками скандинавской природы. Бросалось в глаза обилие «пудровых», зеленых, мятных и синих оттенков.

Еще один тренд — яркий mid-century. Часть брендов достали из архивов и переиздали наработки 50-х, 60-х, 70-х годов, часть —запустили в производство не реализованные ранее объекты. Смотрится такой дизайн на удивление свежо и актуально. Примеры можно посмотреть в каталогах Carl Hansen & Søn, Republic of Fritz Hansen, Vitra, Fjordfiesta, Warm Nordic, Erik Jørgensen и др.

6. Общее и частное

Тенденция к офисам-open space продолжает развиваться, а во многих учреждениях (аэропортах, библиотеках, торговых центрах) без открытых пространств и вовсе не обойтись. Поэтому треть решений Stockholm Design Week была посвящена обустройству мест для уединения — от кресел с «ушами» до звукоизоляционных кабинок (здесь преуспели финские ребята из Framery). Особое внимание производители уделяли правильно организованному рабочему месту, креслам, удобным для взрослых и детей, модульным диванам и системам хранения. Специалисты компании Kinnarps поделились результатами собственного маркетингового исследования, показавшего, что большой популярностью пользуется мебель для «быстрых переговоров». Это столы высотой 90 см и стулья к ним — что-то среднее между традиционным столом и баром. Предназначена такая мебель для людей, которые приходят в офис на короткое время — быстро проводят митинги и идут дальше по делам.

Framery_Q_Me_Time

7. Взгляд в будущее

Инновационные и цифровые технологии активно дополняют инструментарий дизайнера. Речь идет не только о производстве, механизмах, 3D-принтинге и функционале, но и об арте и визуальных эффектах — сегодня дизайн должен еще и удивлять. Так, в павильоне GreenHouse презентовали бра ОI от Hayoung Kim в виде веера из бумаги. Когда он «открыт», освещение у бра достаточно яркое, но стоит немного «закрыть» веер и свечение тускнеет. При повороте на 270° он полностью выключается.

Вспомнили дизайнеры и об урбанизации и жизни в больших городах, где каждый квадратный метр стоит очень дорого, жилые (а иногда и общественные) пространства становятся все меньше. В обществе возникает потребность в компактных и многофункциональных дизайнерских объектах. Поэтому многие бренды стали выпускать предметы-бестселлеры в новых размерах — как раз для небольших пространств. Такие «миниатюрные» объекты в этом году уже появились у Muuto, Vitra и Design Stockholm House.

Другие статьи автора