Год голландского дизайна: Часть 4. Зона комфорта

Даша Цапенко
8 декабря 2015 г.
Даша Цапенко поступила в Академию дизайна Эйндховена. Как выглядит учеба в одном из самых необычных вузов мира глазами инсайдера
article-image

Было бы весело сделать этот пост коротким, что-то вроде: «Привет, меня выгнали!» Но нет, он будет длинным, даже слишком, как по мне.

Закончился мой первый триместр в Академии дизайна, начались каникулы. Сразу напишу: меня не выгнали, и я не «провалилась», чему уже безумно рада. Правда, «не все сталося, як гадалося». Как и почему, буду рассказывать.

Задание

В конце октября наш курс поделили на две группы и выдали два совершенно разных задания. От первой группы требовалось создать предмет/приспособление/механизм для тела, который усилит его возможности и поможет человеку стать ловчее, сильнее, быстрее. Задание было разделено на пять недель. К началу каждой новой недели нужно было представить объект по теме. Причем новый объект должен был являться эволюцией старого. К концу задания выходило пять объектов, где пятый — самый совершенный. У каждого из них должно было быть имя и сопутствующая история. Было всего одно ограничение — материал. Работать можно было только с кабельными трубами из ПВХ. В качестве образца работы с материалом студентам указали на кинетического скульптора Тео Янсена и его огромные творения, способные передвигаться по пляжам под воздействием ветра.

Проект XXXX_SOFA от дизайнераYuya Ushida из 8000 полосочек рециклированного пластика

У второй группы, в которую попала я, задание было совсем другим. Нам предстояло исследовать взаимосвязь между производителем и потребителем предметов ежедневного пользования, которая в последние годы круто изменилась. Цифровое производство и платформы для создания электронных прототипов открывают обычным людям доступ к процессам, которые когда-то были возможны только в индустриальных масштабах. Появляются все новые фаблабы (цифровые мини-фабрики, позволяющие максимально быстро и технично создавать уникальные предметы с помощью станков с числовым программным управлением или электроинструментов для работы с деревом, пластиком и металлом) и целые сообщества так называемых «мейкеров», которые модифицируют, реставрируют и меняют функции предметов, созданных промышленным путем. Нам предлагалось изучить ряд проектов, процессов и платформ open source с «участвующим потребителем», которые свидетельствуют о переменах, а также исследовать последствия этих перемен. До декабря от нас ждали обиходный предмет, производство которого использует, тестирует, комментирует или критикует меняющуюся роль потребителя в системе изготовления. Цель задания — пересмотреть повседневные объекты в разрезе изменяющихся ролей пользователя, дизайнера и производителя.

Процесс

Не знаю, как вам, но мне наше задание показалось дико сложным. Первое время я страшно завидовала ребятам из «трубной» группы, которые уже вовсю играли, экспериментировали, придумывали новые способы крепления, движения и все в таком духе. Как обычно бывает в таких случаях, у меня был десяток вариантов того, как сделать чужое задание, но с какой стороны подступить к своему, я не представляла. С другой стороны, я чувствовала гигантскую ответственность: хотелось сделать что-то по-настоящему важное.

Проект Open Ended с выставки Ли Эделькорт

Потратив неделю на нытье и страх, я поняла, что пора что-то делать. Для начала я изучила матчасть и нашла пару примеров платформ open source. Первой мне встретилась платформа Open Desk. Там можно выбрать модель рабочего стола, скачать файлы для его порезки и найти ближайший фаблаб, в котором можно самостоятельно его изготовить, заплатив только за материал и работу со станками, или же купить уже готовый предмет. Другой пример — AnOther Shoe. Этот сервис, кстати, создала выпускница Академии дизайна Эйндховена совместно с дизайнером обуви. Там можно заказать набор деталей для самостоятельного пошива башмаков. Все, что требуется, — сшить их вместе. Или заказать готовую пару.

Как оказалось, таких платформ очень много, начиная с бижутерии, напечатанной на 3D-принтере, и заканчивая нашумевшим проектом Коди Вилсона, который выложил файлы для самостоятельного изготовления ружья.

Однако на большинстве платформ потребитель на самом деле может участвовать только в процессе изготовления. Мне же захотелось дать людям возможность поучаствовать еще и в процессе разработки дизайна. Параллельно я размышляла, что случится с домом, если его уменьшить в 5 раз. Сможет ли та же форма оставаться по-прежнему полезной, хоть и с другой функцией? А если уменьшить его в 20 раз? Тоже сможет? Похожее упражнение мы делали в летней архитектурной школе в Карпатах (организаторы и кураторы — Вадим Заплатников и Лариса Меркулова). Найдя эскиз проекта маленького дома, я начала уменьшать его в масштабе, пытаясь найти новые функции для этой формы. За 10 минут возникло множество вариантов. Это было настолько увлекательно, что мне захотелось поделиться этим чувством с остальными. Тогда у меня и возникла идея создания платформы, где таких форм множество, и все они могут быть чем угодно. Зайдя на сайт, человек сможет выбрать форму и не только увидеть, чем она может быть в разных масштабах, и скачать чертежи, но и придумать, чем еще она может стать. Причем проделать это он сможет как с уже предложенными вариантами, так и начав весь процесс с нуля: создав свою новую форму и несколько вариантов ее применения в разных масштабах. Чтобы понять, будет ли это работать, я взяла свою форму и, назвав ее «Мультифункциональная единица №1», отправила множеству друзей, знакомых, да и незнакомых, но оказавшихся у меня в друзьях, на Facebook с просьбой придумать форме функцию.

Сама же решила разработать дом и изготовить первые варианты, что пришли мне в голову: деревянный стул, кольцо из нержавеющей стали, керамический горшок для цветов и фетровую сумку для шопинга. Во всех объектах форма формируется по-разному: кольцо печатается на 3D-принтере из цельного куска, стул набирается из плоских брусков, сумка и горшок состоят из пяти соединяющихся частей. К моей превеликой радости, друзья/знакомые/незнакомые отозвались и подали кучу неожиданных идей, которые мне сразу и в голову не пришли. Так и родился мой проект. К физическим объектам и чертежам дома я решила добавить все присланные мне идеи, которые к тому времени стали для меня важнее и дороже сделанных мной предметов. Многие идеи были в описательной форме, поэтому, чтобы как-то все упорядочить и показать общую идею, я решила их все отрисовать, придумав для каждого рисунка маленькую историю.

Таким образом, мой проект представлял собой работу платформы на примере одной «мультифункциональной единицы», которая была домом, стулом, кольцом, сумкой, горшком и еще шестьюдесятью различными предметами.

Мне бы очень хотелось рассказать здесь так же подробно о проектах моих однокурсников, каждый из которых достоин длинного описания и последующих дискуссий. О тех, что особенно впечатлили лично меня и даже поменяли немного картинку мира, я расскажу в следующем посте.

Оценка наших проектов проходила в формате выставки, на которую мы пригласили гостей. Каждому давалось 7 минут на защиту и 7 минут на реакцию. Оценивали нас глава факультета Ян Булен, координатор программы и два ментора, курировавших группы.

Сразу после нашей защиты Ян попросил всех встать, после чего сообщил, что это исторический момент: весь курс социального дизайна прошел дальше и не провалился, что бывает весьма редко. Правда, через пару дней пришел письменный фидбэк с оценками. Мой был короток и прост: «Проект интересный, рисунки и предметы хорошие. Но ты не вышла из зоны комфорта. Выходи, если хочешь научиться». Оценка была соответствующая — 17 баллов из 25. Конечно, я расстроилась. Но ведь я и правда не вышла. Я испугалась делать что-то с технологиями, хотя могла, испугалась делать что-то сумасшедшее и дерзкое, испугалась не успеть и опозориться, показать, что я чего-то не умею. В итоге проиграла. Но это пока. Зато теперь я точно знаю, что я в правильном месте.

Другие статьи автора

Год голландского дизайна: часть 6. Про друга.
Даша Цапенко
22 декабря 2015 г.
Даша Цапенко поступила в Академию дизайна Эйндховена. Как выглядит учеба в одном из самых необычных вузов мира глазами инсайдера
Год голландского дизайна: фуд-дизайн - тоже дизайн
Даша Цапенко
14 июня 2016 г.
«Ян в мешке» и национальные разновидности овсянки для улучшения системы общепита
Даша Цапенко
14 июня 2016 г.
article-image