Время личных смыслов

Алена Юдина
26 июля 2018 г.
Архитектор Алена Юдина делится своими мыслями о неугасающей популярности эпохи модернизма, ее истоках и последствиях
article-image

Думаю, сейчас нам хочется спокойных и нешумных форм. Вокруг столько амбициозных и подавляющих предметов. В нашем многомерном пространстве кричит архитектура, кричит искусство, кричит реклама и прочие индустрии. Возможно, поэтому нужны и успокаивающие вещи. А дизайн модернизма как раз такой. Он подразумевает более ясный, не перегруженный эмоциями подход, он честен и в нем нет подкрашенной неправды. Пожалуй, это и становится точкой входа для установления контакта с миром, переполненным важными сигналами и сигналами-побрякушками. Этот дизайн ясен и убедителен, как речь без лишних слов, и запускает правильную реакцию, действует как символ моста между людьми и предметом, людьми и средой.

Дизайн – это всегда живая дискуссия о том, чем живет общество на данный момент. Человек таким образом исследует себя. И если нужна информация про состояние общества, смотрите на актуальный дизайн. «Дизайн – это ответ социальным изменениям», как считал Джордж Нельсон, выдающийся американский дизайнер, архитектор, критик, фотограф, провокатор и большой популяризатор модернизма. Он всегда пытался взять «фонарь модернизма» и поднять повыше, чтобы освещал не только землю. Эстетика модернизма резонирует в нас сегодняшних по причине схожих исторических предпосылок и социальных изменений.

Исторический модернизм это, по сути, особый способ связи с реальностью, когда разрывается ее полотно, и параллельно существует множество индивидуальных реальностей. Вспомним, что это течение возникло как система адаптации к новой эпохе открытий и прогресса. Возможно, сейчас у нас похожее предчувствие, и оно сообщает нам тот же взгляд на вещи.

Villa Savoye

Какой инструментарий модернизм дает в руки современному дизайнеру?

Прежде всего, инструментарий знания. Человеку нельзя исключить из своего интеллектуального арсенала историю предметного дизайна, образование стилистических течений. Они важны не только как ход развития мысли человека. Эти векторы нужны, чтоб свободно двигаться между ними, искать, развиваться. И чтобы дизайнер пользовался преимуществом этого знания для собственных находок, а не тяготился им в уставленных рамках. Нужна не жесткая привязка к стилю, а пластичность.

Знание помогает определиться во времени. Мы получаем представление о картине мира из прошлого — о том, что и как было, и можем понять, каким же может стать будущее. Ведь нет настоящего без будущего и прошлого. Настоящее возможно открыть для себе только в объемной шкале знаний.

Douillar

Насколько модернизм находит отклик в сердцах украинского потребителя дизайна?

Тесные параллели между дизайнерской деятельностью и сердцем потребителя точно есть. Дизайнеры следуют этой тенденции последние лет семь. Мировая сцена дизайна определена предметами модернизма, шведскими, финскими, датскими и даже литовскими именами. Потребитель открывает свое пространство для предметов модернизма, а архитектор выверено интегрирует эти предметы в среду.

В моде все старое. Кому-то нравится антиквариат, Старая Европа полна красивой «рухляди», которую дизайнер стремится превратить в ультрамодный продукт. Кому-то нравится все советское – от ветхого кружева до садовой кровати, а кто-то является поклонником скандинавского дизайна. Кажется, все устали от холода и рациональности минимализма, и эстетика модернизма в такой ситуации – золотая середина.

CAssina

Метамодернизм как ответ постмодернизму и возврат к модернистским ценностям — чувствует ли дизайнер смену стилей и философии?

Наверняка чувствует. В визуальном искусстве, например, мы ощущаем изменения в мышлении художников, в их подходах к работе, в способе взаимодействия с миром и поиска идей, и как результат — в самопрезентации. Мир так стремительно меняется и обновляется, и дизайнеры, так же как и художники, чувствительны к таким изменениям, они их проявляют.

Другой вопрос, насколько сегодня кто-либо вообще ограничивает себя рамками стиля. Хотя то, что сейчас происходит в визуальном искусстве, и пытаются определить как постпостмодернизм или метамодернизм, но мне кажется, что многие склоняются все-таки к тому, что нынешняя реальность намного сложнее и не вмещается в рамки одного определения. Творчество становится предметом разбирательства с самим собой.

Мне легко придумывать дизайн, нравится работать с пространством, идеи приходят естественно. Для меня это очень ценное внутреннее приключение. То, что я делаю, не связано с определенной исторической эпохой или десятилетием. Мне важнее отразить то наследие на базе, которого я сформирована, и заложить определенный бэкграунд. Впрочем, любой архитектор обладает некими базовыми убеждениями, на основании которых рождается проект. И если чувствовать себя легко и свободно в собственном деле и знать, что можешь многое еще сказать, то вряд ли эти убеждения будут стеснены рамками. Сейчас время личных смыслов, когда от проекта к проекту архитектор собирает разнородные элементы в нужное высказывание и складывает различные кусочки реальности в гармоничное целое.

Но то, что мы интуитивно чувствуем изменения — факт. Это очень сложно выразить словами.

Что, по вашему мнению, ждет нас после метамодернизма?

Все в каком-то смысле уже придумано, а самая прекрасная вещь, которая всегда в нашем распоряжении, — воображение. Сам человек состоит из сомнений и всегда пытается понять жизнь вокруг. И замечательно, что наше мышление не нацелено только на основные биологические задачи. Чем больше у нас возникает вопросов, тем чаще мы ищем ответы, придумываем разные истории. А дело дизайнера, суммировав информацию, рассказать эти истории в предметах.

Не берусь угадывать следующую историю в дизайне, но хочу, чтобы в будущем потребление и производство стали более осознанными. Хотелось бы, чтобы передовыми материалами все больше считались «ресайклинговые», то есть материалы повторной переработки. Все вещи будут совершенствоваться и в связи с этим меняться. Свобода — вот что в идеале дает хороший дизайн предмета человеку. Грамотно спроектированное пространство или вещь сделают своего владельца счастливым, сберегут ему время и помогут, а что будет и в каком стиле — не столь важно. Все чаще можно заметить переходы из профессии в профессию, и меня привлекает эта гибкость. Люди смежных с дизайном профессий или без специального образования создают красивые вещи и перспективные концепции, взаимодействуя с дизайном, а само понятие стиля сегодня весьма размыто. И выбирают нас, дизайнеров, за уникальность и способность выхода за рамки.

Я верю в интуицию и чувствительность в работе. Хотелось бы, чтобы сам вкус смелее отражал индивидуальную способность выбирать и видеть из многого именно свое, доверяя себе, без надменности и гордыни по отношению к другому.

Алена Юдина

Другие статьи автора

Колонка Алены Юдиной. О картинке
Алена Юдина
14 августа 2018 г.
Ее проекты собирают тысячи «лайков», а главреды ведущих изданий перепощивают их в личные профили. Мы попросили Алену написать колонку о том, что дает ей такая популярность в Сети, и как создать фотогеничный интерьер.