Ночь в музее датского модернизма

Интерьеры
11 декабря 2018 г.
Этой весной завершилась полная реконструкция отеля в центре Копенгагена, вернувшая «гезамкунстверку» Арне Якобсена первоначальный облик.
Текст: Катерина Ошемкова
article-image

Вместе с тотальным обновлением интерьеров отель получил и новое название, обзаведясь приставкой «коллекционный», — Radisson Collection Royal Hotel, что свидетельствует о повышении статуса и том особом опыте, который предлагается отныне его гостям. Впрочем, связь с высшим обществом отель имел с самого начала: на открытии Royal Hotel в 1960-м присутствовали датские монархи — король Фредерик IX и королева Ингрид. Высота этого первого небоскреба Дании, спроектированного от экстерьера до столовых приборов архитектором и дизайнером Арне Якобсеном, составляла 69,6 м или 20 этажей, что по нынешним меркам не так уж и много. Общественность была крайне недовольна архитектурой здания и его бесцеремонным вторжением в городскую среду. С чем только его ни сравнивали — и с перфокартой, и со стеклянным портсигаром. Американский архитектор Филип К. Джонсон окрестил отель худшей копией Левер Хауса, признанного образца интернационального стиля, возведенного в 1952 году на Манхэттене. Якобсен парировал все нападки иронично и с достоинством. И, как рассудило время, в этом споре победу одержал все-таки он.

Многие иконы дизайна авторства Якобсена, в частности кресла Egg, Swan и Drop, появились благодаря этому проекту. Но несмотря на свою ценность для истории дизайна, по мере эксплуатации интерьеры претерпевали серьезные изменения. Была заменена почти вся мебель и текстиль — в угоду строгим и безликим корпоративным стандартам тех сетей, которым принадлежал отель (сначала — SAS, затем, после их слияния, — Radisson). В результате только один отельный номер — 606-й — сохранил аутентичность «руки» Якобсена. Сам отель долгие годы считали утраченным шедевром «гезамкунстверка» великого датского модерниста. Пока руководство Radisson не решило восстановить историческую справедливость, увидев, наконец, в дизайне мощный коммерческий инструмент. Под обновление попали 259 номеров и свитов, лобби и конференц-залы, а ресторан Café Royal был создан с нуля. Проектирование доверили соотечественникам автора отеля — студии Space Copenhagen, которые не могли не понимать важности предстоящей работы и уровня своей ответственности — судить их будут не менее строго, чем Якобсена почти 60 лет назад. Представления о комфорте и стиле с тех пор существенно изменились, а, значит, от дизайнеров требовалось не просто восстановить авторское оформление по сохранившимся в архивах документам, но осовременить и творчески переработать наследие, добавив недостающие элементы от себя и бесшовно объединить их с нетленными шедеврами.

«Для нас большая честь быть частью этого обновления. Отель является истинным ориентиром для поклонников дизайна по всему миру. Это пункт назначения. Наше намерение состояло в том, чтобы сохранить его необыкновенный характер, но не превращать в музей. Мы стремились оживить его и сделать актуальным для нового поколения», — так сформулировали свою задачу Питер Бундгаард Рютзу и Синд Биндслев Хенриксен, соучредители Space Copenhagen.

Омоложению подверглись даже иконы дизайна. Тесно сотрудничая с производителями мебели Fritz Hansen и текстильщиками Kvadrat / Raf Simons, дизайнеры, как и обещали, оживили шедевры Якобсена, придав им современный лоск. А также сами стали авторами новых предметов — кресла Loafer, столиков Accent (Mater), коллекции зеркал Amore, софы Fly и светильника Copenhagen (все — &tradition), продолжив традицию, учрежденную мэтром. Чтобы поддержать домашнюю атмосферу в номерах, кровати были обиты текстилем из коллекции Fiord (Kvadrat), а стены облицованы деревянными стеновыми панелями.

Следуя заветам Якобсена, видевшего лобби как бурлящее жизнью пространство, объединяющее людей, Space Copenhagen перепланировали первый этаж, убрав барную стойку, ритейл, переместив зону рецепции и освободив место для лаунжа. Именно здесь, в лобби, находятся «скопления» знаменитых кресел Egg в новой обивке, диванов Stay (дизайн Space Copenhagen для Gubi, 2005) и новых кресел Loafer, которые хорошо себя чувствуют в компании с признанными иконами дизайна. Оригинальные мраморные полы, как и деревянная и мраморная облицовка стен в холле были полностью восстановлены. Ресторан и бар, расположенные здесь же, отделены от остальных зон экранами из деревянных реек от пола до потолка. У главной архитектурной достопримечательности отеля, являвшейся в 1960-х вершиной инженерной мысли, — воздушной лестницы, которая объединяет холл первого этажа с зоной для встреч второго, тоже были выявлены и восстановлены утраченные детали — кожаная обивка перил.

Особое внимание дизайнеры уделили интерьеру ресторана Café Royal, так как его главная задача привлекать в отель модную публику, желающую насладиться высокой кухней признанного шефа Кристиана Парадизи. Дизайнеры сделали ставку на разнообразие посадочных мест, которое должно удовлетворить современные требования многоформатного использования — для работы с ноутбуком во время ланча, общения с друзьями у барной стойки, делового ужина или расслабленного уик-энда в Копенгагене. В эту сборную команду попали: кресло Drop Якобсена, кресло Ren дизайна Space Copenhagen для Stellar Works, а также менее известные творения Якобсена — софа Mayor и столы Giraffe, найденные в подвале отеля и обновленные. Плавные линии и сочетание черного цвета и латуни связывают интерьер ресторана с лобби.

На втором этаже разместилось сразу девять конференц-залов, название каждому из них дали иконические кресла Якобсена. Их стены украсили архивные литографии, иллюстрирующие историю отеля. Благодаря Space Copenhagen отель засиял новыми красками в соответствии с замыслом его новых интерьерных «попечителей» создать место, навевающее воспоминания о прошлом и создающее новые — на будущее.

Текст: Катерина Ошемкова

Читайте также

Прививка от фанатизма
Интерьеры
12 сентября 2017 г.
Арт-отель на границе Палестины и Израиля от Бэнкси с видом на... стену.
Домик на дереве
Интерьеры
28 мая 2014 г.
Лесной спа-отель по проекту Luis Rebelo de Andrade
Интерьеры
28 мая 2014 г.
article-image