Упорство и целеустремленность

Люди
18 декабря 2018 г.
Аркадий Вартанов проявляет максимум упорства в своей работе. Результат – собственное проектное бюро, производство и бренд аксессуаров для дома NOOM.
Текст: Анна Полюшко
article-image

Расскажите, с чего начинали? Как попали в дизайн?

Мой отец занимался строительством и сопровождением ремонтных работ. Брат специализировался на дизайне. Мой выбор был абсолютно логичным. Я попал в эту среду естественным образом и зацепился. После и даже во время учебы в школе, помогал брату и отцу. В то время моя работа заключалась в разработке концепции и построении объемов. Работал я в 3Ds, тогда 3D Max не был особо распространен в моделировании. Сегодня ничего не изменилось, я по-прежнему занимаюсь концепцией и разработкой пространств.

Не сложно ли было заниматься дизайном в таком юном возрасте, да еще и не имея профессиональных навыков?

Навыки появляются со временем. Но для того чтобы они появились, нужно много работать. Так в любом деле: будь то интерьерный дизайн, предметный, конструирование одежды или менеджмент. Любая деятельность требует упорства. Первое время будет не просто, реализация будет занимать довольно много времени. Но чем больше ты работаешь, тем легче и понятнее станут все процессы.

Светильник в ресторане Arizona, Харьков. Производство Postformula craft

Светильник в ресторане Arizona, Харьков. Производство Postformula craft

Вы учились в академии городского хозяйства в Харькове. Что вам дало образование?

В академии я учился на инженера. У меня техническое образование, которое наложило свой отпечаток на все, чем я сегодня занят. Например, в интерьерах особое внимание мы уделяем именно технической оснащенности, проработке различных узлов. Образование дало мне понимание таких важных элементов, как вентиляция, металлические и железобетонные конструкции, технология ремонтно-строительных работ. Что касается эстетической стороны вопроса, в моем случае она строится на самообразовании и приобретенном с годами опыте.

Что для вас было самообразованием?

Книги, курсы, воркшопы, поездки. И непосредственное обучение во время работы. Каждый раз, когда ты сталкиваешься с незнакомой ситуацией и преодолеваешь ее, получаешь дополнительный и очень ценный опыт.

Вы работали с итальянским архитектором Карло Ботта. Расскажите о вашем сотрудничестве.

Познакомились мы в 2007 году. В тот момент наш потенциальный заказчик планировал построить гостиницу. Мы разработали ее дизайн-проект, сделали эскизное предложение, а заказчик посоветовал согласовать все детали с итальянским архитектором Карло Ботта, который в тот момент работал в Украине. Сказал, что если все будет утверждено, продолжим сотрудничество. Мы организовали встречу. Когда я попал в студию Ботта первый раз, сразу прочувствовал атмосферу Италии с насыщенным ароматом кофе, перемешанным с дорогими парфюмами. Да и само пространство произвело впечатление, потому что организовано оно было совсем не так, как мы привыкли. Я показал Карло концепцию, он рассказал, что допустимо, а что нет. Он знал, что говорит, ведь у него был большой опыт в реализации гостиниц и частных резиденций. Именно тогда я понял, что это мой шанс научиться итальянскому дизайну. Поскольку в тот момент он получил заказ на несколько многоквартирных домов, я предложил ему делать визуализации этих проектов. Для нашего клиента они очень важны. Взамен я просил научить меня прорабатывать планировочные и стилистические решения, выстраивать внутреннюю архитектуру пространства. Он согласился. Вместе с Ботта мы проработали 50 квартир. После этого у меня принципиально изменилось видение дизайна и внутренней архитектуры. Для меня это была хорошая школа.

Декоративное панно, Postformula craft
Декоративное панно Postformula craft

Каким было видение раньше и каким стало после сотрудничества?

Раньше оно было сформировано тенденциями внутреннего рынка. На тот момент это были многоуровневые потолки, усложненные архитектурные формы. После общения и совместной работы с Карло Ботта, пространства стали визуально намного легче, исчезли лишние формы и интерьеры стали выстраиваться с акцентом на функциональность. То есть главной стала функция. Оформление пространства может быть каким угодно. Интерьер – это отображение внутреннего мира человека и у каждого он свой. А вот эргономика и взаимодействие с самим интерьером, это вещи одинаковые практически для всех. Если ты грамотно прорабатываешь пространство, то в 95% случаев человеку будет комфортно находиться и перемещаться внутри своего жилья. Весь мой предыдущий опыт принципиально изменился.

Также вы рассказывали, что вас полностью изменила встреча с одним из заказчиков. Что именно произошло?

Мы стали намного больше внимания уделять различным узлам и деталям интерьера. Когда сдавали этот объект, осознали, что не допускаются даже мелкие царапины. Все, что раньше мне казалось возможным, перешло в разряд невозможного. Изменилось отношение к ремонтно-отделочным работам. Они стали еще более проработанными. У итальянцев – совсем другое отношение к проекту. Их основная задача – правильно организовать пространство и передать идею. Ее исполнение не имеет большого значения, они не уделяют ему слишком много внимания. Эти две встречи: с Карло Ботта и требовательным клиентом заставили нас впоследствии прорабатывать интерьерные решения настолько, чтобы они были качественно реализованными, максимально комфортными и функциональными.

Ваша студия называется Postformula. Какой смысл вы вкладываете в название?

В искусстве есть такие направления, как классицизм и неоклассицизм, барокко и необарокко, импрессионизм и постимпрессионизм. За одним стилем следует его продолжение, он становится более продуманным, проработанным. Postformula – примерно то же самое. Есть определенная формула выполнения задач, а есть Postformula – следующий шаг и более усовершенствованная формула. Как я уже говорил, у моего брата своя интерьерная студия и когда он проводил реорганизацию, я на тот момент принял решение развиваться самостоятельно. Тогда он мне продал это название. Это была его идея.

Декоративное панно, Postformula craft
Декоративное панно Postformula craft

Почему вы решили самостоятельно заняться производством предметов?

В 2013 году мы разработали интерьер, где было использовано довольно много натуральных материалов. Одним из них была медь. После трех месяцев поиска подрядчиков, мы так никого и не нашли. Именно тогда приняли решение заняться этим вопросом самостоятельно. На протяжении следующих трех лет мы осваивали технологические аспекты, традиционные и современные техники обработки металлов. После этого начали работать с нашими коллегами и выполнять работы для них.

Ваши изделия украшают интерьеры киевских ресторанов BAO и Sho. Как строится коллаборация с коллегами архитекторами и дизайнерами? Вы занимаетесь исключительно производством?

Мы занимаемся производством. Но поскольку у нас есть понимание не только эстетических моментов, но и технических, работая с архитекторами и дизайнерами, подсказываем правильные решения и возможные вариации. В основном к нам приходят с эскизом, не привязанным к производству. Мы всегда стараемся сохранить внешний вид, передать идею, чтобы предмет стал продолжением интерьера. Есть концепция и мы вместе доводим ее до совершенства.

Как устроено ваше производство? Находится оно в Харькове. Работает у нас в среднем 12-15 человек. Состоит оно из административной части, производственной и проектной. В проектной части работают инженер, конструктор и технолог. Административный блок занимается обеспечением и снабжением производства. На производстве есть слесарный участок, полировочный, сварочный и токарно-фрезеровочный. Postformula – это замкнутый цикл. Все работы мы выполняем самостоятельно, за исключением некоторых специализированных операций. Это позволяет нам контролировать все процессы и гарантировать высокое качество.

Жилой интерьер, Харьков. Postformula craft
Жилой интерьер, Харьков. Postformula craft

Собственное производство – довольно дорогостоящий процесс. Как вы решали финансовые вопросы?

Многие зарабатывают деньги и тратят их на машины, туфли, костюмы и сумки. А мы вкладывали все средства в производство. Вот так постепенно все и выстроилось. Конечно, если требуется приобрести все и сразу, это очень дорогостоящее мероприятие.

В Украине появился предметный дизайн. Это профессия, которая приносит доход или хобби?

В Украине предметного дизайна как направления нет, единой школы у нас не существует. Есть отдельные люди, которые создают дизайн продуктов. Яркие представители, вроде Кати Соколовой и Павла Ветрова работают с европейскими брендами. Их примеры говорят о том, что Европа воспринимает продукт, разработанный украинскими дизайнерами, но не украинский дизайн. В чем заключается главная сложность? Наши дизайнеры не привыкли работать на мировом рынке. То ли они стесняются, то ли сдерживают себя, то ли боятся. Не знаю. А все, что нужно – всего лишь пробовать. Если ты создал предмет, ты в нем уверен, отправляй фабрикам на рассмотрение. Если он им понравится, они возьмут его в работу и спустя какое-то время запустят в производство. Все чисто, прозрачно и понятно. Но этот процесс не такой быстрый и легкий, как хотелось бы. Это достаточно долгий путь. Однако если ты видишь конечную цель, нужно иметь силу и упорство чтобы пройти его от начала и до конца. Когда человек воспринимает дизайн как хобби, он в стадии хобби и останется. Если же он воспринимает дизайн как свою профессию, упорно работает над созданием продукта и развивает навыки, то, конечно, это не хобби и он обязательно добьется желаемого результата. Все зависит от отношения.

В вашем портфолио есть проекты интерьеров, а есть предметный дизайн. Чем вам интереснее заниматься?

Всем интересно. Когда берешься за какую-то идею, погружаешься в нее, прорабатываешь и тебя захватывает процесс – это всегда интересно, независимо от того, чем ты в данный момент занят.

Жилой интерьер, Харьков. Postformula craft
Жилой интерьер, Харьков. Postformula craft

Что приносит больше удовольствия в таком случае: процесс или результат?

И то, и другое. Но все же больше удовольствия получаешь, когда видишь отличный результат и понимаешь, что твой заказчик разделяет с тобой эту радость.

Чем обусловлен выбор материалов, с которыми вы работаете?

Мы работаем со стеклом, керамикой и металлом. Это все натуральные материалы. Каждый из них индивидуален, у каждого свои свойства. Любой материал, как и человек, имеет собственный характер. Самый большой опыт на сегодняшний день у нас в работе с металлом. Настолько, что я могу взять в руки медь, латунь, алюминий или нержавейку и с закрытыми глазами определить вид материала.

Как вы обычно работаете над проектами? Что для вас важнее всего?

Прежде всего – это внутренняя архитектура. После этого идет этап разработки концепции. Она должна соответствовать внутреннему миру заказчика и отображать его пожелания на данный момент. Нельзя создать интерьер, который будет одинаково нравиться в 20 лет и в 50. Все же мировоззрение человека меняется. Поэтому мы стараемся сделать универсальный концепт, отображающий не сегодняшнюю моду, а внутренний мир человека и его пожелания. Только в этом случае пространство будет по-настоящему комфортным. Если гнаться за модой, человек может думать, что ему все нравится, но в случае, когда он тяготеет к уюту, а его личное пространство выполнено в стиле минимализм, комфорта он там испытывать не будет. У него появится внутренний конфликт и ничего хорошего из этого не выйдет.

Жилой интерьер, Харьков. Postformula craft
Жилой интерьер, Харьков. Postformula craft

Вместе с Катей Соколовой вы создали бренд NOOM. Как разделены обязанности внутри этого проекта?

Мы взаимозаменяемы и дополняем друг друга. Но принципиально разделение заключается в том, что Катя занимается эстетической частью, а я – производственной.

NOOM участвовал в выставке Maison&Objet. Какие были отзывы?

Я не был в Париже. Но Катя там присутствовала и мы были постоянно на связи. Я точно знаю, что встречали нас очень положительно. На Maison&Objet мы получили ряд предложений от различных шоу-румов. После выставки у нас появились дилеры по всему миру. А также мы окончательно определили наш сегмент, нашу целевую аудиторию. Мы и ранее знали, но сейчас чуть более укрепились и поняли, в какой нише мы находимся.

Расскажите в какой?

В большей степени в средне-высоком сегменте, ближе к премиальному. Все дело в том, что предметы из нашей линейки – это не просто декор, а искусство.

Как планируете развивать бренд. И пользуется ли он успехом в Украине?

Если честно, мы сейчас больше ориентированы на международный рынок. Для украинского стоимость наших предметов достаточно высокая, хотя и для европейского тоже. Но для нашего сегмента первостепенным является сам предмет, а не его стоимость. Спрос есть, людям нравится.

Вы прошли большой путь. Что вы посоветуете молодым дизайнерам, как реализовать себя в профессии?

Все очень просто. Нужно иметь упорство и быть целеустремленным. Поставить себе конкретные задачи и расправив паруса, идти к своей цели. Если что-то и получается, то только благодаря целеустремленности и желанию. Иначе ничего не выйдет. Если человек чего-то искренне хочет и стремится к этому, у него внутри горит огонь, все получится, даже если порой кажется, что уже нет надежды. Никогда не нужно сдаваться, если вы очень сильно чего-то хотите.

Текст: Анна Полюшко

Читайте также

Архитектор и психолог
Люди
24 июля 2017 г.
Основательница студии Comfortable interiors рассказывает о том, что необходимо для создания комфортного интерьера, и почему архитектор должен быть еще и психологом
Экологичный подход — это не про бревна
Люди
17 мая 2018 г.
О том, куда смотрит современный мир и зачем туда смотреть нам с вами, рассказывает дизайнер интерьеров Борис Царенко
Люди
17 мая 2018 г.
article-image