Архитектор и психолог

Люди
24 июля 2017 г.
Основательница студии Comfortable interiors рассказывает о том, что необходимо для создания комфортного интерьера, и почему архитектор должен быть еще и психологом
article-image

Профессия архитектора виделась Виктории Алехиной творческой и полной свободы, буквально сказочной. И хотя учеба потребовала большого труда и усидчивости, о своем выборе Виктория ни разу не пожалела. Она успела поработать в советском проектном институте, заняться рекламным бизнесом и даже запустить с подругой телепроект о дизайне, который просуществовал более 10 лет. С середины 90-х дизайнер занималась архитектурой и интерьерами, особое внимание уделяя частным пространствам.

САЛОН: Что нужно знать, чтобы создать идеальное пространство для жизни?

Виктория Алехина: В первую очередь, необходимо понимать потребности конкретного человека — заказчика. Что ему нравится, к каким ощущениям он стремится? Я прекрасно знаю, что нравится мне, что я считаю удобным и практичным. Но это не значит, что я могу клонировать свою модель и применять ее ко всем. Это и неправильно, и неинтересно. Ко мне обращаются разные люди, разные семьи, и все получают индивидуальные решения, комфортные именно для них. В работе с частными интерьерами вопрос функциональности стоит острее, чем вопрос дизайна. Только если учитывать оба эти момента, удастся реализовать потребности клиента, оформив их в приятной для него визуальной, тактильной и любой другой форме. Понять, что именно нужно человеку, сидящему передо мной, — это и есть главная моя задача.

С.: Получается, вам приходится быть и архитектором, и психологом?

В. А.: Почти все мои клиенты — люди семейные, и в процессе создания жилого пространства обязательно проявляется специфика отношений в паре. Иногда люди бывают ошарашены запросами и желаниями партнеров, отказом идти на компромисс. Я уже знаю, как это бывает, и начинаю мягко направлять заказчика к пониманию своих потребностей, осознанию потребностей других членов семьи. Очень часто приходится помогать обходить острые углы в общении. Так что я и правда часто ощущаю себя психологом.

С.: Когда становятся понятны потребности заказчика, затем их нужно выразить в материалах и фактурах. Как сделать правильный выбор?

В. А.: Конечно, это не прямой вопрос — какие материалы вам нравятся? Человек постепенно раскрывается в общении. Очень многое можно понять по гардеробу, ведь его подбирают по тем же принципам, по каким выстраивают окружающее пространство. Для одних главный критерий выбора — это простота ухода. Для других важна натуральность и сложный, тонко подобранный оттенок цвета. По крою одежды тоже видно, как человек видит комфорт. Моя задача — подобрать материалы, максимально соответствующие и потребностям клиента, и условиям эксплуатации. Иногда в процессе работы приходится формировать, корректировать вкусы заказчика, и это нормально.

С.: На ком все-таки лежит ответственность за распределение бюджета: на заказчике или архитекторе?

В. А.: Я считаю, что в большей степени на архитекторе. Опираясь на свой опыт и знание потребностей клиента, он предлагает те или иные решения. Я всегда иду от общего к частному — от всего бюджета, которым клиент располагает, к тому, что он хочет получить. Нужно рассказать обо всех возможностях, доступных на данный момент, о самых современных решениях, а дальше важно понять, что из этого действительно значимо для заказчика. Например, кто-то хочет только последние новинки, а для других время выхода модели вообще не имеет значения. Архитектор должен учитывать этот принцип достаточности и не предлагать лишнего. Если человек не фанат техники, не нужно настаивать на покупке сложных и дорогостоящих многофункциональных систем, при эксплуатации которых клиент в дальнейшем будет пользоваться только одной программой. Эти деньги можно рациональнее потратить на более значимые вещи. Причем значимость определяется очень индивидуально.

Человек может купить картину за 50 000 евро, и если она в нем откликается, никогда не пожалеет о тратах. А в другом случае архитектор подберет декор всего за 5000 евро, а клиент решит на нем сэкономить, потому что не увидит в этом предмете ничего особенного, ценного для себя.

С.: Декор может быть даже более важным, чем функциональные предметы? В. А.: Функция является определяющей, а назначение декора — создавать атмосферу. Я стремлюсь, чтобы это были не просто украшения, а арт-объекты, с глубиной и смыслом, с авторской идеей. Мне хочется сделать интерьер комфортным и приятным даже в мелочах, которых на самом деле не бывает. Если заказчик это понимает, значит, мы нашли друг друга.

С.: Почему вы захотели стать архитектором?

В. А.: Захотела, потому что мечтала создавать красоту. А сейчас, уже с более осознанным пониманием профессии, люблю ее за возможность формировать среду для жизни людей.

С.: Что еще в жизни хотели бы попробовать?

В. А.: Думаю заняться восточными практиками. Это целая философия, совершенно иной взгляд на мир.

С.: Каким должен быть архитектор?

В. А.: В первую очередь свободным по духу, создающим.

С.: Какова ваша самая смелая мечта?

В. А.: Открыть ген культурного роста.

С.: Назовите три вещи, которые вас радуют.

В. А.: Свободное время. Билет на самолет. Вкус счастья.

Читайте также

Упорство и целеустремленность
Люди
18 декабря 2018 г.
Аркадий Вартанов проявляет максимум упорства в своей работе. Результат – собственное проектное бюро, производство и бренд аксессуаров для дома NOOM.
Делай, что считаешь нужным
Люди
11 июля 2018 г.
Бюро Сергея Готвянского — одно из самых заметных на архитектурно-дизайнерской карте Украины. О его проектах восторженно рассказывает иностранная пресса, а некоторые из них даже вызывают бурную полемику.
Люди
11 июля 2018 г.
article-image