Функциональная вещь красива, и никогда - наоборот

Люди
12 ноября 2018 г.
Тренды умерли, остаются лишь потребности. Потребности человека в творчестве, безопасности, комфорте. Их все может удовлетворить дизайн, если...
Текст: Анна Кислицкая
article-image

Национальная принадлежность дизайна такая же исчезающая вещь, как и арктические льды. Второе десятилетие 21 века идет под знаком увеличивающегося спроса и ужесточившейся критики массового производства. Перед дизайнерами вырастают новые горы, которые могут стать препятствием, а могут стать дорогой к вершине: выбор стиля, идентичность, востребованность, функционализм. Обо всем этом мы решили расспросить японского дизайнера Арихиро Мияке, любимчика итальянских и голландских брендов и воспитанника финских школ.

Последние несколько лет Арихиро Мияке живет преимущественно в Италии. В 2016 году он создал светильник Coppelia для Moooi (Нидерланды) и с тех пор является одним из фаворитов бренда. По его же словам, в Европе он чувствует себя комфортно, на своем месте. А начиналась история совершенно предсказуемо. Будущий дизайнер родился и вырос в Кобе, Япония, там же изучал индустриальный дизайн в Университете Кобе. Продолжить обучение он решил в Финляндии, в Высшей школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто.

Люстра Coppelia для Moooi
Coppelia для Moooi

"После выпуска из Университета Кобе я не чувствовал, что готов взяться за самостоятельную работу, а мне хотелось именно независимого творчества. Финский дизайн меня интересовал и до этого. Я знал, что там очень сильная школа и решил отправиться в Финляндию за знаниями и опытом. Важным для меня также было и то, что в Финляндии иная скорость жизни, нежели в Японии", - рассказывает Мияке.

В Хельсинки Мияке учился дизайну мебели и пространств, работал в студиях финских мастеров Илкки Суппанена и Юрйо Вихерхаймо, а в 2004 году создал собственную дизайнерскую студию Studio Arihiro Majyake.

"Первыми проектами, над которыми я работал в Финляндии, были предметы мебели и освещения. Для своей выпускной работы я выбрал системы хранения: это была целая группа шкафов и полок. Так нас учили: создавать не один предмет, а "систему", - объясняет дизайнер, - меня особенно интересовало создание вещей с дополнительными функциями, такими как приставные ножки для столов или скрываемые пространства для хранения".

Штаб-квартира студии Мияке находится в Хельсинки, хотя сам он, как, впрочем, и его проекты, - международные: "В последние годы я все больше провожу времени в Милане, нежели в Хельсинки или Кобе. У меня все больше проектов с итальянскими производителями, а я люблю присутствовать на всех этапах, включая производство. В Японии бываю редко, и то по случаю семейных праздников. Однако в ближайшем будущем планирую проводить там больше времени (о том, какие проекты он запланировал в Японии, Мияке пока не говорит - прим.ред.). Когда сделаю, тогда будет о чем рассказать".

Акустическая система Fort
Акустическая система Fort

Дизайнер провел в Финляндии, учась и работая, более 20 лет. За это время он прошел многие этапы личной профессиональной эволюции, однако, как это часто бывает: чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь. "Когда я только приехал в Финляндию из Японии, мне казалось, что я знаю, в чем разница дизайна там и здесь. Но сейчас я больше этого не знаю", - говорит Мияке.

Вполне может быть, что разницы больше просто нет. Поэтому ответить на вопрос, представляет ли Мияке все еще японский дизайн, он ответил: "Я не знаю. Я радуюсь, когда люди видят что-то "японское" в моем дизайне, хотя сам я не пытаюсь выстроить некую принадлежность. Мне интересно выдумывать, создавать новое, отличающееся, но это вовсе не определяет принадлежность какой-либо культуре вообще. Я выбрал дизайн как способ выражения мыслей, поскольку дизайн, глобально, определяет, почему и как создана та или иная вещь и в каких взаимоотношениях она со всеми остальными вещами".

Первые самостоятельные проекты Мияке были связаны с Японией: он создал дизайн упаковки для чайного салона, а годы спустя для них же разработал новый дизайн интерьера для одного из ресторанов сети.

Studio Arihiro Majyake работает так же, как и сам Мияке: ограниченное число проверенных клиентов и медленная кропотливая работа над каждым проектом. "Работа студии представляет мое отношение к дизайну, мы работаем очень сфокусировано и аккуратно над каждым проектом: 2-3 года уходит на работу над дизайном продукта. Однако в это же время мы можем взять параллельный проект, который будет освежать работу, - рассказывает Мияке. - Я верю, что дизайн это в первую очередь о способе мышления, о том как далеко я могу зайти и как много вариантов я способен придумать о вещах и процессах, которые составляют нашу жизнь. Например, думая о дизайне интерьера я также думаю о стульях, столах, освещении, хотя, конечно, не все мы можем создать сами. Среди проектов студии есть и графические, хотя сам по себе графический дизайн мне не интересен. Мы беремся за него, когда это идет "в пакете" с основным проектом. Так, создавая интерьер для ресторана, мы разработали и логотип, и прочую графику, поскольку именно так, я верю, можно создать завершенный мир".

Создание предметов дизайна - ответственная работа, поскольку часто граничит с замусориванием пространства. Сознательный дизайн Мияке считает не трендом, а обязательством и работает в этом ключе. "Ответственность дизайна появилась не вчера, и для моей работы это обязательное условие. Именно поэтому работа в индустриальном дизайне означает переосмысление производства или используемых материалов. Например, в отношении дизайна автомобилей, всем понятно, что большинство запчастей должны быть повторно используемыми. Или что в осветительных приборах должны быть экологичные LED-лампочки. При создании всех наших проектов мы всегда учитываем фактор экологичности. Более того, по моему мнению, мы должны создавать предметы, которые можно использовать долго, не только с точки зрения старения материалов, но и с точки зрения культурной ценности," - считает Мияке.

Удлинитель Trush in
Удлинитель Trush in

Для Мияке идея первична, за ней следует дизайн, к которому приставлены требования, такие как функциональность, красота… На вопрос о красоте Мияке отвечает, как истинный японец, даже - как синтоист: "Красота во всем! В человеке с честными глазами. И в тарелке пасты, поданной вовремя. Вопрос, скорее, в том, можем ли мы использовать красоту или нет. Как правило, по-настоящему функциональные вещи всегда красивы, и никогда не бывает наоборот".

О будущем дизайна Мияке думает с восторгом и предвкушением: «Автомобили без водителей, дроны-автопилоты - все это уже наступило. Все меняется с невероятной скоростью, и я верю в то, что впереди нас ждет много интересного!»

Текст: Анна Кислицкая

Читайте также

Сакральный лофт
Интерьеры
30 октября 2018 г.
Архитектура – это способ организации пространства, внешнего и внутреннего. Поэтому офис архитекторов – это структуризация самих организаторов, эдакий уроборос, устремленный в бесконечность.
Упорство и целеустремленность
Люди
18 декабря 2018 г.
Аркадий Вартанов проявляет максимум упорства в своей работе. Результат – собственное проектное бюро, производство и бренд аксессуаров для дома NOOM.
Люди
18 декабря 2018 г.
article-image